Живописный мост. Серебряный бор. На дальнем плане новые дома на Карамышевской набережной
   
  RSS  
Главная / Центральный административный округ / Замоскворечье / Балчуг

Балчуг

Посмотреть на карте

Балчуг - не большая улица, длиной всего в четверть километра, между рекой Москвой и Водоотводным каналом. До 1938 года она была соединена Москворецким мостом с Москворецкой улицей и Красной площадью, и по ней шло все движение с последней в Замосковречье. Улица была людной, шумной, значительной.
После того как в 1938 году старый Москворецкий мост был снят, а новый пошел по другому направлению, с Балчуга исчезло почти все движение из центра и Замоскворечье, и улица превратилась в тихую, второстепенную. Для нового моста была уничтожена значительная часть домов по западной стороне улицы. Остался лишь Чугунный мост на Водоотводном канале, связывающий конец Балчуга с Пятницкой улицей.
Балчуг – одна из стариннейших московских улиц. Она появилась не позднее конца XIV века, когда белокаменный Кремль Дмитрия Донского оттеснил посад на современную Красную площадь и дальше к востоку, а движение с него на Ордынку заменилось движением на Пятницкую улицу.
«Бал-чех» означает по-татарски «грязь», «болото», которое на его месте действительно существовало, пока в 1783-1786 годах не провели Водоотводные канал, дренирующий местность и во время половодий и больших дождей не позволяющий разлиться переполненной водой реке Москве по Болоту и Балчугу. В XV веке, когда к западу от Балчуга был возделан «государев сад» с плодовыми деревьями и ягодниками, а к востоку от него разместилась слобода обслуживавших его садовников, на Балчуг стали выходить главные ворота «государева сада» и появились у Москвы-реки две деревянные бани – для мужчин и женщин. Эти бани и сад видны уже на первом, так называемом Петровом, чертеже Москвы конца XVI века. Возле бань находились деревянные лавки.
Возле церкви Георгия в Ендове Иван Грозный построил первый «царев кабак» для опричников.
В 1701 году большой пожар уничтожил лавки и дворы Балчуга, но последние вскоре были вновь отстроены. Часть их заняли торговцы из Китай-города. В 1730 году на Балчуге снова был сильный пожар, во время которого погорели не только деревянные лавки и дворы, но и мосты. Развитию пожара способствовал находившийся в то время на набережной «дранишный ряд», в котором продавалась дрань и другой лес. После пожара Сенат распорядился : «на Балчуге дворикам не быть, а быть анбарам и лавкам, как были, и крыть без скалы (бересты) по указу; харчевни строить каменные, а деревянные не строить, понеже в тех деревянных харчевнях случаются пожары».
Мясные ряды, позади которых размещались бойни, чрезвычайно загрязняли окружавшую их местность, поэтому Сенат в 1735 году предложил полиции удалить от жилья мясные ряды и бойни. Балчужный мясной ряд по выбору самих мясников переселился за Земляной вал, между Серпуховскими воротами и Зацепой, а его бойни разместились восточнее, на ручье («старице»), на месте которого в конце XIX века прошли пути Павелецкой железной дороги.
В 1744 году близ Балчуга находилась Конная площадка (место продажи лошадей).
В 1738 году большое весеннее наводнение снесло на Балчуге множество деревянных лавок и дворов, разрушило многие каменные здания, в том числе колокольню церкви Георгия в Ендове, которая совсем упала. После этого на «старице» был в 1783-1786 годах устроен Водоотводный канал, однако ров вдоль Балчуга долго еще сохранялся. Вопрос о его засыпке встал лишь в 1835 года, когда на канале, в его устье, были построены Краснохолмская плотина и шлюз, и канал стал судоходным. После этого ров был отгорожен от него земляной насыпью.
После устройства Водоотводного канала на Балчуге стали строить каменные лавки, но даже пожар 1812 года, уничтоживший здесь все деревянные лавки; они все равно перемежались с каменными.
В 1829-1833 годах Москворецкий деревянный мост поставили на деревянные фермы, укрепленные на каменных быках (промежуточная опора моста). На месте деревянного Высоко-Пятницкого моста появился Чугунный мост - с верхними чугунными фермами, и только Модельный мост остался на прежнем виде.
В 1850 году на плане Хотева мы видим по обе стороны Балчуга на всем его протяжении каменные лавки виднейших московских купцов: бакалейщиков, скобянников и т.п.
В мае 1870 года деревянные фермы и покрытия Москворецкого моста сгорели, и в 1872 году на старых четырех быках построили железный мост, снятый только в 1938 году после постройки нового моста.
В 1888 году на месте «висячего» Чугунного моста был построен на четырех каменных опорах стоящий до сего времени железный мост.
В начале XX по восточной стороне улицы был в то время выстроен громадный многоэтажный дом Новомосковской гостиницы. За ним, у Водоотводного канала, приютилась гостиница «Балчуг». При гостиницах были рестораны.
Постройка в 1938 году нового Московрецкого моста, направленного на Большую Ордынку, и снятие старого моста, связывавшего Балчуг с Москворецкой улицей, совершенно изменили функции улицы как связующего звена между центром и Замосковречьем.


Дополнительная информация:
Район: Центральный / Замоскворечье
Близлежащие метро: Новокузнецкая
Посмотреть на карте


19
011.2008
Источник: Из истории московских улиц (П.В. Сытин)
 

Обсудить на форуме



  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group