«Уголок дедушки Дурова». Улица Дурова, д 4.  (фото Александра Куракина)
   
  RSS  
Главная / Центральный административный округ / Замоскворечье / Раушская набережная

Раушская набережная

Посмотреть на карте

Раушская набережная находится между Москворецким и Большим Устьинским мостами. В начале XIX века набережная называлась просто Набережной улицей, затем до 1877 года – Заяицкой набережной, по церкви Николы Заяицкого, стоявшей на ней с XVI века. Название «Раушская» впервые появилась на плане Москвы 1874-1877 годов. Название это произведено от «ровушек» - небольших рвов, по которым во время половодья и больших дождей вода стекала из переполнявшейся ею «старицы» реки Москвы (не ее месте с 1783-1786 годов – Водоотводный канал). Расположены были эти «ровушки» вдоль восточной стороны современной улицы Балчуг, и от них собственное и начиналась в XVI-XVIII веках современная Раушская набережная. Засыпали их в 1830-х годах.
Местность этой набережной известна с 1495 года, когда Иван III поселил здесь садовников «государева сада», устроенного рядом, напротив Кремля. Скорее всего, что для предотвращения наводнений от разливавшейся во время половодья и больших дождей «старицы» реки Москвы садовники и прокопали «ровушки», чтобы направить воду в реку Москву, то есть таким образом дренировали местность, занимаемую их дворами. Такой проток был устроен и выше по реке, на месте современного Фалеевского переулка.
В XVIII веке большая часть дворов стала ставить лучшие свои здания по Садовнической улице, превратив набережную реки Москвы в задворки с заборами и огородами. Не было даже прямого проезда с Москворецкого моста на набережную: деревянный мост через «ровушки» находился только напротив Садовнической улицы, им пользовались и для проезда на набережную.
Во второй половине XVIII века дворы по набережной принадлежали уже не садовникам, которых после перевода в 1713 году столицы из Москвы в Петербург освободили от обязанностей, а богатым дворянам и купцам.
В 1836 году обрубы на Москве-реке у Раушской набережной заменили каменными стенками, как и у Софийской. В связи с постройкой на реке Москве и Водоотводном канале плотин в 1835 году и открытием судоходства «Роушский канал», как теперь называли древние «ровушки», стал не нужен, был засыпан и бывшая под ним земля пошла на расширение Балчуга.
Засыпку канала («ровушек») производил купец А.Г. Телепнев на условии, что ему за это будет отдана вся засыпанная им территория бывшего протока. Однако Городская дума взяла эту землю себе, пообещав Телепневу денежную компенсацию. Но до самой смерти купца она не была выдана, и лишь по ходатайству его дочери Н.А. Постниковой Дума в 1879 году постановила выдать ей вознаграждение как наследнице.
В 1883 году в конце Раушской набережной, ниже ее по реке, был построен Большой Устьинский мост, сделавший ее более оживленной. Еще большее оживление внес перенесенный в 1899 году с Новой площади в Садовники за Устьинский мост «толкучий рынок».
Самые знаменитые на Раушской набережной – разнокалиберные строения московской электростанции (№6,8,10,12,14). Одно из самых красивых мест Москвы, с прекрасными видами и удобное для престижной застройки, было выбрано для построек заурядных фабричных зданий. Ближе к Стрелке поднялась кондитерская фабрика, на Софийской набережной обосновался завод, а тут, на Раушской – электростанция. Все они работали на угле или мазуте и немилосердно дымили. На открытке, изданной в 1925 году, над электростанцией красуются пять огромных конических труб, из которых поднимается черный дым.
В конце XIX века Москва требовала все больше и больше новых источников энергии - в городе развивался трамвай, на предприятиях паровые машины уже не отвечали новым требованиям, газовое освещение на улицах подвергалось все большей критике, и единственным выходом был переход на электрическую энергию. В 1887 году началось строительство первой электростанции на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, в декабре 1888 году она дала ток для частных владельцев в центре города, а линии городского освещения от нее начали протягивать в 1893 году, когда были установлены первые 20 электрических фонарей.
Для значительно более крупной электростанции выбрали местно на Раушской набережной. Новая станция взяла на себя обслуживание клиентов Георгиевской станции, а также обеспечила ввод в строй первых линий трамвая и нужды многочисленных предприятий и жилых домов. 28 ноября 1897 года состоялось торжественное открытие электростанции. Заведовал новой станцией выдающийся инженер Роберт Эдуардович Классон, известный, в частности, тем, что впервые предложил и наладил гидродобычу торфа.
В советское время комплекс зданий занимает почти половину набережной. Основное здание существенно перестроили, справа и слева от него возвели новые сооружения. Один из корпусов (№6) выстроил известный архитектор И.В. Жолтовский. Он, как правило, работал в классических традициях, однако тут, на Раушской набережной, он, чтобы быть в «струе» общей моды, занялся постройкой конструктивистского здания. В результате на набережной в 1928 году появился уродливый монстр: здание сравнительно небольшое, но выделяется своими грубыми выступами с какими-то нахлобученными козырьками неясного назначения. В книге-апологии, посвященной Жолтовскому, эта его работу даже не упоминается.
На набережной находится интересный памятник прошлого – вмурованная в стену дома небольшая доска с горизонтальной чертой и надписью: «уровень весеннихъ водъ 12 апреля 1908 года». Наводнение это оказалось самым большим за все время наблюдений. В пасхальные дня 1908 года власти получили тревожные вести о том, что у подмосковных деревень Тереховой и Мневников Москва- река выступила из берегов, и 11 апреля вода быстро стала подниматься в переделах города. По сравнению с летним уровнем вода тогда поднялась на 9 метров. Наводнение охватило более 1500 га, то есть около 1/5 всей площади города, пострадали около 180 тыс. москвичей, две с половиной тысячи домов, еле-еле спасли картины Третьяковской галереи, электростанция оказалась под водой, и половина Москвы осталась без света. Долгое время Москва-река то текла сладкой водой - сахарный завод Гепнера потерпел убытки на 7 млн. рублей, то окрашивалась в желтый цвет – затопило химический завод Ушакова и громадные запасы краски растворились в воде. Еще долгое время нижние части домов на Берсеневской набережной «блистали» новой окраской.
За обширным участком электростанции и до 2-го Раушского переулка – дом № 22, связанный с известнейшей в Москве чайной фирмой «Петр Боткин и сыновья». Чай в Московию был завезен впервые в 1638 году: посол Василий Старков получил его от монгольского хана, буквально заставившего посла принять чай в обмен на шкурки соболя, и привез его царю Михаилу Федоровичу. Царю чай понравился и с тех пор начал понемногу распространяться в России, но самым излюбленным напитком он стал только в XIX веке.
Боткинская фирма была хорошо известна в России – одна из старейших, торговавших чаем с Китаем напрямую. Основатель фирмы Петр Кононович (1781-1853) происходил из посадских людей города Торопца Тверской губернии; переехав в Москву, быстро превратился в главу преуспевающей фирмы, которая торговала чаем через сибирский город , Кяхту. После кончины П.П. Боткина в 1907 году дела фирмы пошатнулись, пришли в упадок, и перед самой революцией боткинскую фирму ликвидировали.
Трехэтажный дом №22 по Раушской набережной был построен в 1903 году по проекту архитектора Г.А. Кайзера для чайной фирмы «Петр Боткин и сыновья». В нем находились правление фирмы, контора, а также чаеразвесочная и склад. Четвертый этаж надстроен в советское время управлением московского трамвая.
За 2-м Раушским переулком – возрожденная после десятков лет запустения и пренебрежения одна из самых замечательных московских церквей –Николы в Заяицкой. Главный ее престол посвящен Преображению, а придельные – преподобному Сергию Радонежскому и Николаю Чудотворцу, по которому и всю церковь называют Никольской, прибавляя к нему и обозначение «что в Заяицкой». По поводу этого названия существуют самые разные мнения. Обычно утверждается, что это прибавление обязано «заяицким казакам», якобы основавшим церковь. Самое интересное, что таких казаков не существовало, были яицкие казаки, жившие на реке Яик и начавшие бунт против властей, после подавления которого Екатерина II вообще запретила такое название, повелев реку назвать «Урал», а казаков «уральскими».
Исследователем истории Замоскворечья Г.И. Меховой высказана гипотеза о возникновении этого названия благодаря ошибке переписчиков: вместо «Заяицкий» должно было быть «Заяузский», имея в виду, что «местоположение храма могло осмысляться как «Заяузский»( в течение столетий храм замыкал перспективу поймы Яузы)».
По документам церковь известна с 1625 года, когда она была деревянной, каменное здание построили в 1652 году. В 1741 году церковь «за ветхостью» пришлось разобрать. Объявился благотворитель, богатый купец Емельян Яковлевич Москвин, согласившийся пожертвовать на возведение новой церкви. Тогда же и началась постройка церкви, но благотворитель в том же году скончался, завещав все состояние своему компаньону Андрею Алексеевичу Турчинову «для окончания строения, церковного благолепия и иконного украшения». Заканчивали строительство церкви наследники Турченинова, но работы часто останавливались из-за недостатка денег и споров между наследниками. В 1754 году освятили Никольский придел, а в следующем году придел Сергия Радонежского. Окончательно же церковь была возведена в 1759 году, но даже тогда некоторые детали ее декора остались незавершенными.
В советское время церковь вознамерились снести, но понадобилось помещение для производственных нужд и там устроили трансформаторный цех, таким образом здание сохранилось, хотя в 1936 году купол церкви и два верхних яруса колокольни разобрали. Так же был уничтожен иконостас и многие росписи.


Дополнительная информация:
Район: Центральный / Замоскворечье
Близлежащие метро: Новокузнецкая
Прежние названия улицы: Набережная улица. Заяицкая набережная
Посмотреть на карте


29
06.2010
Источник: Из истории московских улиц (П.В. Сытин)
Москва. Остров (С.К. Романюк)
 

Обсудить на форуме



  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group