Дерево жизни в вестибюле Багратионовского моста. Эрнст Неизвестный. По словам автора, скульптурная композиция является символом всех мировых религий.
   
  RSS  
Главная / Центральный административный округ / Якиманка / 1-й Спасоналивковский переулок

1-й Спасоналивковский переулок

Посмотреть на карте

Во времена Василия III (конец XV- начало XVI века) не мало внимания обращали иноземцы на необычное для них в Московском государстве запрещение простолюдинам употреблять крепкие напитки. При этом великий князь Василий выстроил для своих телохранителей за рекой новый город Наливайки, название которого происходит от русского слова «наливай», потому что им было дозволено пить мед и пиво, когда они хотят. И были они удалены за реку, чтоб не «заражать» других своим дурным примером. В дальнейшем название этого «города» и церкви Спаса Преображения «в Наливках» дало название современным 1-му и 2-му Спасоналивковским переулкам.
Впрочем были высказаны и другие точки зрения – одна из них полагает что здесь произрастали рощи, называвшиеся Наливками, или как процитировано ниже - на этом месте находилась деревня Наливки. При царе Михаиле Романове здесь были поселены стрельцы.
Михалон Литвин в «О нравах татар, литовцев и москвитян» (ок. 1550 года) писал:
«Литвины питаются заморскими яствами, пьют разнообразные вина, отсюда и разные болезни. Впрочем, москвитяне, татары и турки хотя и владеют землями, родящими виноград, однако вина не пьют, но, продавая христианам, получают за него средства на ведение войны. Они убеждены, что исполняют волю божью, если каким-либо способом истребляют христианскую кровь.
Крестьяне в Литве, забросив сельские работы, сходятся в кабаках. Там они кутят дни и ночи, заставляя ученых медведей увеселять своих товарищей по попойке плясками под звуки волынки. Вот почему случается, что когда, прокутив имущество, люди начинают голодать, то вступают на путь грабежа и разбоя, то что в любой литовской земле за одни месяц за это преступление платят головой больше людей, чем за сто или двести лет во всех землях татар и москвитян, где пьянство запрещено. Воистину у татар тот, кто лишь попробует вина, получает восемьдесят ударов палками и платит штраф таким же количеством монет. В Московии же нигде нет кабаков. Посему если у какого-либо главы семьи найдут лишь каплю вина, то весь его дом разоряют, имущество изымают, семью и его соседей по деревне избивают, а его самого обрекают на пожизненное заключение. С соседями обходятся так сурово, поскольку считается, что они заражены этим общением и являются сообщниками страшного преступления.
А так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся разными искусными мастерами; они, посылая нам деревянные ковши и посохи, помогающие при ходьбе немощным, старым, пьяным. А также черпаки, мечи, фалеры и разное вооружение, отбирают у нас золото.
Царь Иван, обратив народ к трезвости, повсюду запретил кабаки. Он расширил свои владения, подчинив себе Рязань. Тверь, Суздаль, Володов и другие княжества….
Стольный град свой он украсил кирпичной крепостью.
Вот почему он расширил стольный град свой Москву, включив в нее деревню Наливки, создание наших наемных воинов, дав ей название на позор нашего хмельного народа».


Дополнительная информация:
Район: Центральный / Якиманка
Близлежащие метро: Добрынинская , Октябрьская , Полянка
Посмотреть на карте


30
012.2008
Источник: История московских районов (энциклопедия) (редакция К.А. Аверьянова)
Московия (А. Бычков)
 

Обсудить на форуме



  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group