Нововоротниковский переулок
Нововоротниковский переулок напоминает о располагавшейся здесь с середины XVII века Новой слободе Воротников, жители которой охраняли многочисленные московские ворота. Старая слобода Воротников находилась у Тверской улицы, у стены Белого города, где вокруг своей приходской церкви святого Пимена первоначально и поселились воротники. С ростом города участки, близкие к центру постепенно захватывались разного рода обывателями, а слобожане вытеснялись на окраины. Поэтому в 1658 году слободу воротников переселили за пределы Белого города, где они и образовали Новую слободу и выстроили свою приходскую церковь, придел которой был посвящен также святому Пимену.
В то время в Москве было четыре оборонительные стены – Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город, в которых было немало ворот, поэтому неудивительно, что существовала целая слобода воротников. Слобода была замкнутым сообществом, так как каждый из слобожан отвечал за поведение других. Тот, кто вступал в воротники, приводился «к вере», и с него бралась поручная запись: «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указан будет, со своею братьею в равенстве». Особо подчеркивалось, что, «стоя в карауле его великого государя, никакой казны не покрасть и хитрости не учинить и не пить и не бражничать и за воровством не ходить и воровскими людьми не знаться и великому государю не изменить».
Главный престол своей приходской церкви воротники освятили во имя святой Троицы, а единственные придел святому Пимену. Существует предположение, что святой Пимен был почитаем у воротников в назидание: поддавшись на обман, в день поминовения этого святого воротники открыли ворота Москвы врагам, и город подвергся страшному поруганию.
Знаменитая победа в 1380 году великого князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле была первым шагом в избавлении России от Татаро-Монгольского Ига. Куликовская победа далась очень тяжело. Лучшие войны полегли в том сражении, чем и воспользовался хан Тохтамыш. Он решил наказать великого князя, и грозные его полчища вторглись в русские пределы. Москвичи спалили посады, затворились в Кремле, ожидая прихода ордынцев. Осадив город, Тохтамыш пустился на хитрость – он подговорил нижегородских князей, его союзников, чтоб те обещали москвичам, что ордынцы не тронут город. Воротники, поверив этому, отворили городские ворота, и в день праздника св. Пимена 26 августа 1382 года полчища Тохтамыша ворвались в Москву. Неприятель разграбил город, оставив после себя горы трупов и обгорелые церкви. С тех пор св. Пимен и стал покровителем воротников, как бы напоминая об их обязанностях.
Пименовская церковь (Нововоротниковский переулок, 3) предположительно была построена в 1658 году, когда слобода была переведена за пределы Белого города. Церковь несколько раз перестраивалась. В конце XIX века прихожане решили радикальным образом изменить ее внутреннее убранство – они заказали модному тогда архитектору Францу Шехтелю новый иконостас, но не многоярусный до потолка, традиционный для русского православного храма, а низкую, резную преграду, такую как была когда то в византийских храмах. Подобный иконостас был создан и во Владимирском соборе в Киеве. Стоит отметить, что роспись возобновленной церкви св. Пимена напоминает роспись В.М. Васнецова во Владимирском соборе. Освятили заново украшенный храм 7 октября 1907 года. В советское время храм не был закрыт, а в 1936 году Пименовский храм стал главной церковью обновленцев митрополита Александра Введенского. Обновленчество возникло после Октябрьской революции 1917 года, и стремилось создать особую церковь и идейно примкнуть к советской власти. После кончины Введенского, в сентябре 1946 году, храм вернулся в патриархию.
В начале XVIII веке воротники числились в артиллерийском ведомстве – их тогда насчитывалось 84 человека. С переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений они работу свою потеряли и постепенно превратились в обыкновенных городских обывателей.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте