Останкинский район
На севере Москвы находится одно из любопытных мест – Останкино, где соединились в несоединимом «ансамбле» изящная церковь XVII века, великолепный дворец XVIII века и ультрасовременная игла телевизионной башни.
В литературе можно встретить несколько версий происхождение названия - Останкино, однако все они не слишком убедительны, и в основном основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии, Останкино происходит от слова останок – «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза это несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано со словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения, но за то порождает много мистических историй. Так же есть версия, что название произошло от личного имени Осташ (Осташок) или Остан (Останок), производных от имени Евстафий.
Первое достоверное упоминание об Останкине встречается в письменных источниках XVI столетия – в межевой книге села Ростокина 1558 года, было записано о размере подушной подати останкинских крестьян, принадлежавших Алексею Сатину, «служилому человеку». Следующий раз село упоминается в 1572 году уже в духовной Ивана Грозного, в которой он завещает его царице Анне Колтовской, своей четвертой жене, которая пробыла царицей всего несколько месяцев.
Возможно, что Иван Грозный отдал село своему опричнику, некоему немцу Орну, потому что в 1584 году сельцо Осташково (так оно тогда называлось), «что было прежде поместье за немчиным за Орном», принадлежало дьяку Василию Щелкалову. Он благоустроил и украсил село – тут появились барский дом и рядом с ним деревянная Троицкая церковь, был вырыт пруд, посажены дубовые и кедровые рощи.
Сам дьяк Василий – известный деятель при Иване Грозном , Федоре Ивановиче и Лжедмитрии I. Он участвовал во многих дипломатических переговорах, служил думным дьяком Посольского приказа, а также занимал должность печатника, т.е. хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. Он и его брат Андрей, также думный дьяк, были одними из самых богатых людей России того времени – известны их щедрые пожертвования в Троице-Сергиев монастырь.
В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 году это имение досталось боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому. С тех пор на протяжении более чем ста двадцати лет Останкино становиться собственностью князей Черкасских, постепенно превращаясь в богатую усадьбу. В 1666 году это было большое и благоустроенное владение, в котором числилось 55 дворов с 300 жителями, где стояла деревянная Троицкая церковь и барские хоромы. С 1667 года Останкиным (тогда село стало уже так называться) владеет князь Михаил Яковлевич Черкасский, который решает перестроить Троицкую церковь в каменную. И 15 сентября 1677 года патриарх Иоаким выдает ему храмозданную грамоту на ее постройку взамен обветшавшей деревянной. Пять лет - с 1678 по 1683 года – каменщики возводили эту узорчатую церковь на берегу пруда. Архитектором церкви считается крепостной Черкасских каменных дел мастер Петр Потехин. Однако многие историки считают, что это «авторство» намеренно приписывали Потехину, подчеркивая, что строил русский самородок, крепостной. Пятиглавый храм на высоком подклете с пышным разнообразным декором из лекального кирпича, с белокаменными украшениями и многоцветными изразцовыми вставками, имеет два придела, также увенчанных главками. Высокая, стройная и нарядная, она вошла в историю русского искусства как интересное произведение московского зодчества последней четверти XVII века. Правда, колокольня была другой, нынешняя же выстроена в 70-х годах XIX века по образцу старинных шатровых колоколен. Тогда архитектор Н.В. Султанов реставрировал здание церкви, внеся значительные изменения в его облик.
С 1719 года доставшимся по наследству Останкином владеет князь Алексей Михайлович Черкасский. Свою деятельность он начал в Сибири еще при отце, а в правление Екатерины I был пожалован чином тайного советника. При Анне Иоанновне он становиться кабинет-министром. Большую часть времени он проводил в Петербурге. Только с 1739 года он вновь смог заняться своей подмосковной усадьбой. Останкино становится местом проведения празднеств, охотничьих и других увеселений.
Алексей Михайлович был дружен с известным писателем того времени князем Антиохом Кантемиром и хотел даже выдать за него свою единственную дочь Варвару Алексеевну, но этот брак не состоялся. В 1743 году она вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, сына петровского фельдмаршала и одного из богатейших людей своего времени. И сама Варвара Алексеевна единственная наследница состояния Черкасских, была тогда самой богатой невестой в России. Этим было положено начало самому крупному состоянию в России - баснословному богатству Шереметевых, нисколько с годами не уменьшившемуся, так как в их роду наследников всегда было немного и имение не дробилось. В роду Шереметевых Останкино осталось вплоть до 1917 года.
Правда Петр Борисович жил и украшал в основном Кусково, а Останкину не уделял большого внимания, здесь в оранжереях выращивались экзотические фрукты для графского стола и доставлялись в Петербург. Только его сын Николай Петрович Шереметев сделал из этого подмосковного села великолепную подмосковную усадьбу. В отличие от отца и деда, его не увлекала ни военная, ни гражданская служба. Свободное время он посвящал музыке, театру, изобразительному искусству. Он был прекрасно образован, учился в Лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, знакомясь с искусством и архитектурой, собирая богатую библиотеку. Увлеченный театром, он решает построить у себя специально оборудованный дворец –театр. При этом предпочитает Останкино, а не роскошное Кусково, украшенное и благоустроенное его отцом.
К проектированию своей останкинской резиденции Шереметев привлек лучшие творческие силы, но при этом основные решения принимал сам, отбирал и оценивал проекты, давал указания авторам, имея в виду свой замысел – создать дворец, где должны найти место обширная библиотека, кабинет, картинная галерея, театр и жилые помещения для многочисленных гостей. В итоге к строительству на разных стадиях было привлечено много русских и иностранных зодчих – Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и другие.
Центральное место во дворце занимает театр. Своими размерами, роскошью постановок и совершенством техники сцены останкинский театр не уступал лучшим театрам Европы. Его зал, имеющий в плане вид усеченного овала, вмещает амфитеатр и небольшой партер. Зал вмещал до 200 зрителей, а в представлениях нередко было задействовано до 200 крепостных актеров. Здесь ставили последние произведения итальянских, французских и русских композиторов.
Окончательно Останкинский театр был открыт в июле 1795 г., когда здесь был дан спектакль «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила», посвященный известной победе А.В. Суворова. Здесь играла знаменитая актриса Прасковья Ивановна Жемчугова (впоследствии графиня Шереметева).
В памяти современников остались легенда поражавшей всех сказочной роскоши, с которой ставились пьесы. В постановке «Самнитских браков» участвовало более трехсот крепостных актеров. Костюмы артистов отличались богатством: наряды актрис были обшиты бриллиантами, принадлежавшими графу.
В апреле 1797 году в Москве происходила коронация Павла I, и Николай Петрович, который дружил с ним с детства, решил подготовить сюрприз новому императору. По преданию, когда государь подъезжал к густой роще, окружавшей усадьбу, вдруг деревья упали разом, и перед ним открылась великолепная картина Останкина. Оказывается, у каждого заранее подпиленного дерева стоял человек и по данному сигналу сваливал его. Рассказывают, что Павел I чрезвычайно удивился этой поистине театральной смене декораций.
Но спектакли и представления в Останкино продолжались недолго. П.Н. Шереметев переехал в Петербург и перевел туда лучших актеров и музыкантов. Занятый в Петербурге, он стал уделять все меньше и меньше внимания своей подмосковной усадьбе. Правда, еще один роскошный праздник Останкино при нем все же увидело: осенью 1801 года здесь принимали Александра I, приехавшего в первопрестольную на коронацию.
В 1801 году Николай Петрович Шереметев, наконец, оформил свой брак с Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой). Она получила вольную всего за три года до свадьбы. Тем не менее, союз с ней удалось оформить лишь найдя польского шляхтича Ковалевского, якобы отца Прасковьи. Венчание происходило в Москве. В 1803 году у супругов родился сын Дмитрий, ставший законным наследником графа, а вскоре после его рождения Прасковья Ивановна умерла.
Останкино переходит по наследству Дмитрию Николаевичу, но при новом владельце усадьба окончательно теряет свой блеск. Сам Дмитрий Николаевич служил в кавалергардах, но за 15 лет службы дошел лишь до чина ротмистра. Не преуспел он и по гражданской службе. Современники отзывались о нем нелестно как о человеке апатичном и неспособным наслаждаться даже своим богатством. В 1850 году он вышел в отставку и жил в уединении. Однако свое расположение к нему проявил будущий император Александр II и перед своей коронацией в Москве в августе 1856 году изъявил желание остановиться у него в Останкине. Для этого Дмитрий Николаевич отремонтировал дворец и построил новую подъездную дорогу от Ярославского шоссе. В 1857 году император с супругой вновь остановился в Останкине. Полагают, что именно здесь император подписал проект закона об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Во всяком случае, еще долго владельцы усадьбы показывали чернильницу, связанную с именем императора.
Дачи в Останкино стали строить примерно с 1820-х годов. По рассказам, первым сюда переехал некий грек Чумага из Свиблово, который долго здесь жил, устраивая в своем саду балы. В Останкине снимали дачи артисты московских театров, в частности московского Петровского театра. В саду они устраивали концерты, а желающие могли посетить дворец и парк Шереметьевых в отсутствие хозяев.
Последний хозяин Останкино Александр Дмитриевич Шереметьев, в 1913 году передал парк в аренду Франко-Бельгийской компании на 99 лет, а в 1917 году навсегда покинул Россию.
В декабре 1917 года Комиссия по охране искусства и старины Моссовета берет под опеку все ценности останкинского ансамбля. В 1919 году он становится государственным музеем, а в 1938 году назван Музеем творчества крепостных. Может поэтому у большевиков не поднялась рука закрыть его, как многие другие дворянские усадьбы. Более того, в 1936 году в нем начались восстановительные работы , большую помощь и консультации для которых оказал Павел Сергеевич Шереметев, племянник последнего владельца. Само же Останкино в 1937 году в столетнюю годовщину гибели А.С. Пушкина, было переименовано в Пушкинское, впрочем, это название не прижилось. С 1992 году музей стал называться московским музеем-усадьбой «Останкино».
Но конечно же больше всего ассоциаций название Останкино вызывает в связи с телевидением, и это не удивительно, потому что оно было выбрано для строительства обширного комплекса теле- и радиовещательной аппаратуры и крупнейшей в мире телебашни высотой 536 метров. Закладка фундамента телевизионной башни в виде кольцевой плиты происходила в 1960 году, всего на глубине чуть более 4 метров, что тогда казалось, да и сейчас просто чудом. Благодаря четкому и смелому расчету инженера Н.В. Никитина башня обладает великолепной устойчивостью. На телебашне находятся радиовещательные антенны различных диапазонов, технические службы, метеорологическая обсерватория, ресторан «Седьмое небо» (помещенный на высоту 360 метров, он вращается, делая полный оборот за 40 минут). Открытие комплекса состоялось 4 ноября 1967 года.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте