Московская пагода
Сначала это был просто красивый гармоничный дом на Мясницкой, в котором располагался один из чайных магазинов семейной торговой фирмы Перлова. Торговля шла бойко, москвичи полюбили древний напиток, доставка из Китая разнообразных его сортов – и пуэров, подвергавшихся воздействию гнилостных грибов, и "лянсина фу-чу-фу", словно выплеснувшегося со страниц романов Мельникова-Печерского (ох, любили его купцы этот самый лянсин…) происходила бесперебойно.
В конце же девятнадцатого столетия, в преддверии приезда важного китайского вельможи на коронацию царя Николая II, Чайный дом был достроен в стиле пагоды, дабы польстить взору сановника из Поднебесной.
Оригинальная архитектура азиатских построек была к тому времени прекрасно изучена в России нашими архитекторами, более того, случались даже попытки ее воспроизведения, тем не менее, множество из них были неудачными или не до конца завершенными. Так, в Царском Селе была начата, но не закончена постройка так называемой Китайской деревни, в одном из домиков которой творил великий Карамзин. Мода на шинуазри прокатилась по всей Европе в восемнадцатом веке – до сих пор целы такие ее памятники, как пагода в Лондоне, павильон в Сан-Суси, отделка интерьеров многих дворцов…
После того, как в Непале "по мотивам" ранних буддистских культовых сооружений была выстроена первая многоярусная пагода (истоки этого названия лежат в древнем санскритском творении "бхагават"), принцип многоэтажности был принят архитекторами тех времен за каноническую основу, и именно такого рода строения возводились с тех пор в качестве храмов по всей Азии, исключая Индокитай и Корею, которые имели в этом плане свой собственный архитектурный стиль. Изящно загнутые скаты кровли, множество декоративных балясин, фигурок животных, резьбы, насыщенные оттенки окраски, в которых, конечно, непременно доминировал красный – цвет радости по китайским поверьям…
Переделка Чайного дома на Мясницкой, придание ему китайского вида, заключалось в возведении двухъярусной башенки в виде пагоды по центру здания, она увенчала собой всю конструкцию; а также в отделке фасада накладными элементами из керамики, на которых нашли свое отражение самые популярные мотивы китайских орнаментов.
Дом получился – просто загляденье, не дом, а настоящая китайская шкатулка, как его часто стали называть местные жители…
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте