Красные ворота площадь
До XVIII века на месте современной площади Красных ворот, проходил вал, и местность была слабо заселена. В 1634 году существовал пролом в Земляном валу на современную Басманную улицу, тогда еще занятую огородами Басманной слободы. С внутренней стороны вала к пролому подходила дворцовая Огородная слобода, в которой с конца XVII века стояла церковь Трех святителей в Огородниках. С внешней стороны вала примыкала Басманная слобода. Есть две распространенные версии объяснявшие чем занимались жители слободы. По одной, что здесь жили дворцовые пекари, выпекавшие казенный хлеб «басман». По другой – ремесленники, которые «басмили», т.е. делали широко распространенные узорные украшения на металле или коже. В конце XVII дворы ее «тяглецов» перешли большей частью к офицерам потешных полков Петра I.
По случаю победы над шведами в 1709 и 1721 годах у пролома в Земляном валу установили красивые деревянные арки – триумфальные ворота, а на месте огородов перед воротами была устроена большая площадь. В пожар 1737 года триумфальные ворота Петра I сгорели, но в 1742 году московское купечество построило на их месте новые для въезда на коронацию в Кремль царицы Елизаветы Петровны. В пожар 1748 года и эти ворота сгорели, и в 1753 -1757 их заменили каменными, сооруженными по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Эти ворота снесли лишь в 1928 году.
До середины XVIII века ворота назывались Триумфальными, и только с этого времени за ними закрепилось другое название – «Красные ворота», возможно, потому, что движение от центра города в Красное село прошло уже по этому пути.
В 1820-х годах Земляной вал снесли. Площадь перед Красными воротами со стороны города была застроена и образовала современный Мясницкий проезд и квартал между ним и Мясницкой улицей, а вокруг Триумфальных ворот появилась современная площадь.
Во второй половине XIX века в бывшем Запасном дворце (двор для хранения дворцовых запасов хлеба) на углу площади и Новой Басманной улицы разместился Дворянский женский институт, для него в 1900-х годах здание было надстроено третьим этажом. В 1934 году здание было заново оформлено для Министерства путей сообщения.
В 1928 году снесли церковь Трех святителей, а в 1934 году возле этого места построили станцию метро «Красные ворота». На площади на углу Садовой-Спасской и с, была построена по проекту архитекторов А.Н. Душкина и Б.С. Мезенцева одна из семи так называемых «сталинских высоток». Центральную часть (24 этажа) в советское время занимало Министерство транспортного строительства, в наши дни там разместилась «Корпорация Трасстрой». Боковые корпуса –жилые, один 15 этажный, другой в 11 этажей.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте