Проспект Вернадского район
История этого района, хотя и уходит своими корнями в XIV век, все же не богата историческими событиями. В древности здесь находилась деревня Селятино, принадлежавшая московским митрополитам. А название пошло от «коровника» Селяты, который здесь жил в XV веке.
Основной магистралью округа являлась большая Можайская дорога. Но от Москвы шли и другие пути, одним из которых была Калужская дорога. В районе Селятина от нее отделялась Боровская дорога, которая вела к городу Боровску, центру удела серпуховских князей.
Соседство с большими дорогами, для жителей сел и деревень обычно несло не благо, как в наши дни, а разорение. Прежде всего, для них были разорительны походы татарских послов, ездивших в сопровождении многочисленной вооруженной охраны. Не менее тяжким бременем для придорожных обитателей были часты проезды княжеских гонцов и ратных людей. По обычаям того времени, гонцы имели право требовать лошадей и корм для них задаром только «ради воинских вестей», а в остальных случаях должны были покупать припасы по добровольному соглашению. Но это правило обычно нарушалось, и гонцы и ратные люди брали корм «силой», вытаптывая посевы и покосы.
Не менее серьезной опасностью в древности являлись разбои и грабежи торговых людей на больших дорогах. Иван Калита в XIVвеке старался искоренить это явление, но еще долго грабежи на дорогах были постоянным бичом, при чем не столько для купцов, сколько для окрестных жителей.
По тогдашним законам ограбленный купец обращался к князю. На место происшествия выезжала особая комиссия, которая начинала искать следы, оставленные преступниками. Если след приводил к ближайшей деревне, считалось, что ее жители могли учавствовать в ограблении или укрывать разбойников. Разбирательство было коротким – крестьяне должны были возместить пострадавшему всю сумму ущерба. Если они был невиновными, то им было необходимо «отвести след», т.е. указать комиссии, куда преступники скрылись. Комиссия шла по следам все дальше и дальше, пока не находили виновных в разбое или же крестьяне одной из следующих деревень не могли «отвести след» от себя. «Оказавшиеся крайними» жители деревни обязаны были оплатить торговцу все убытки. Следствие заходило в тупик лишь в одном случае – когда следы разбойников терялись на большой дороге. Не случайно даже существует поговорка «разбойник с большой дороги».
Расположенное близ перекрестка двух больших дорог Селятино страдало и во время многочисленных военных действий. Неудивительно, что концу XVI века сведения о нем исчезают из документов.
Новое поселение возникает здесь лишь во второй половине XVII веке, когда после моровой язвы 1655 году, истребивший жителей многих окрестных сел, тут были поселены белорусы, прибывшие из вновь присоединенных к стране городов. Его назвали деревней Никольское.
История ее была достаточно обычной: она входила в состав владений патриарха, затем стала государственной собственностью. В начале XX века здесь было проживало около 600 человек.
Как ни странно, но дальнейшая судьба этого района была связана опять-таки с развитием дорог. По плану реконструкции и развития Москвы 1935 года территория столицы должна была быть прорезана широкими магистралями, отходившими от проектировавшегося на месте снесенного храма Христа Спасителя грандиозного Дворца Советов. Из центра города от него через Лужники должны были идти две широкие магистрали, которые носили у проектировщиков условные названия «Восточный луч» и «Западный луч».
Реализации этих планов помешала война. Дворец Советов так и не был построен , а на месте котлована четверть века располагался бассейн «Москва» (впоследствии здесь восстановили Храм Христа Спасителя). Но все же частично проект прокладки дорог был осуществлен. «Восточный луч» получил название Проспекта Вернадского, а «Западный» - Мичуринского проспекта.
Проспект Вернадского получил свое название от Владимира Ивановича Вернадского (1863 – 1945), выдающегося ученого-минералога, общественного деятеля и философа. В историю науки он вошел как создатель учения о биосфере и основатель новой научной дисциплине – геохимии.
Первые жилые дома на этой территории появились в 1960-х годах, когда здесь начинается массовое жилищное строительство. А к 1972 году полностью завершилась прокладка всей трассы проспекта Вернадского. Через год здесь появилась одноименная станция метрополитена. Эти два события положили начало бурному освоению этого района, который стал одним из наиболее престижных мест столицы.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте