Симоновский вал
Симоновский вал назван так по находившимся в этой местности Симонову монастырю и Симоновской слободе. Симонов монастырь был основан в 70-е годы XIV века на левом возвышенном берегу Москвы- реки. Его основателем стал племянник Сергия Радонежского Федор, выходец из обедневшего рода, переселившегося в Москву из Ростовского княжества. Став взрослым человеком Федор, по примеру дяди решил основать свою обитель. В этом его поддержал великий князь Дмитрия Донской, уговоривший Сергия отпустить своего племенника, и по совету которого Федор основал обитель на месте, называвшемся «Симоновым», в трех-четырех километрах от тогдашнего города. Выбранное место, возвышавшееся над обширными заливными лугами, было очень удобно для наблюдения за движением по Москве-реке и Коломенской дороге, ведущей в направлении Кремля. Выстроили здесь церковь, освятив ее в память Рождества Богородицы, поставили ограду, срубили кельи. Вскоре после основания монастыря по соседству возникла подмонастырская слободка.
По одному из преданий, земли, на которых возник монастырь, принадлежали князю Стефану Васильевичу Ховрину, потомку императора Мануила Комина и предку Ховриных и Головиных, личности больше легендарной, чем реальной. По легенде, в конце XIV века Стефан Ховрин прибыл в Москву, получил здесь земли и отдал их под строительство монастыря. Позже он постригся в нем под именем Симон, и от него и стало называться это место.
С самого возникновения Симонов монастырь пользовался исключительным покровительством великого князя Дмитрия Донского. Основатель монастыря игумен Федор был духовником великого князя, крестил его сына и выполнял важные дипломатические поручения.
В 1379 году, неподалеку от старой обители, заложили новый монастырь, построив каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, который был освящен в 1405 году и по своему великолепию почитался единственным в своем роде в Москве. Старый монастырь не был разрушен, а оставался существовать с церковью Рождества Богородицы и кельями для иноков под названием Симоновского старого монастыря. Он находился в зависимости от новой обители, а во времена Ивана Грозного существовал отдельно. По преданию в Старом Симонове в 1380 году были захоронены герои Куликовской битвы преподобные воины-схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослабля. Преподобный Сергий посещал Симоновскую обитель, где для него была устроена особая келья, и наставлял братию словом и примером. Памятником его подвижническим трудам служил Сергиев пруд, или Святое озерко - искусственный водоем, выкопанный руками Радонежского подвижника. В настоящее время, когда от Симонова монастыря сохранилось больше священных воспоминаний, от Святого озерка не осталось и следа.
Практически со времени основания в богатом и близком к великокняжескому, а затем царскому двору монастыре велось каменное строительство, и он вскоре стал одним из самых богатых в России.
После прокладки Камер-Коллежского вала в 1742 году Симонов оказалось на границе Москвы. Здесь возникает Симоновская застава, упраздненная в 1842 году. Однако официальной Симонов монастырь и его слобода все еще оставались за городской чертой, да и носила эта местность сельский характер. В 1735 году на Симоновском валу, севернее монастыря был построен Гранатный двор (располагался примерно на месте домов № 22-26 по Симоновскому валу). Он представлял собой прямоугольник с бастионами по углам в центре и состоял из шести погребов. До 1917 года здесь находились пороховые склады.
В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, часть монахов перевели в Ново-Спасский монастырь, а в Симонове был устроен карантин. К концу эпидемии в живых остались немногие иноки, обитель угасла, поэтому ее штат перевели в Богоявленский монастырь. В 1788 году по приказу Екатерины II монастырь был упразднен с учреждением в его стенах госпиталя. Правда в мае 1795 года обитель была возобновлена благодаря усилиям духовенства и графа Мусина-Пушкина. И уже в 1839 году архитектор Константин Тон в знак уважения к великой московской обители выстроил для нее новую пятиярусную колокольню высотой более 90 метров, чтобы перекликаться с Кремлем. Именно она оставалась самой высокой колокольней в Москве до тех пор, пока и ее не постигла печальная участь
В XIX веке местность, окружающая Симонов монастырь становится любимым местом гуляния москвичей. Особенной популярностью пользовались берега Лисьина пруда, описанные, как полагали современники, в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Народная молва вскоре переименовала Лисьин прид в Лизин.
В Симонове монастыре имелся небольшой некрополь. В соборе были похоронены Стефан Васильевич Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин ( в иноках Кассиан, 1430), писатель С.Т. Аксаков (1859) со своими родными, композитор А.А. Алябьев (1851) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827),известные издатели Селивановские, коллекционер А.П. Бахрушин (1904) и многие другие выдающиеся деятели отечественной истории и культуры.
Перед революцией 1917 года в обители действовала шесть храмов с одиннадцатью престолами: Успенский собор, церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, церковь Всемилостивого Спаса, Святителя Николая чудотворца, Святителя Иоанна, патриарха Цареградского и церковь Преподобного Александра Свирского.
К сожалению, большая часть этих храмов пополнила список уничтоженных московских святынь. Монастырь закрыли в 1918 году, и до 1928 года совершали богослужения в Тихвинском храме. Часть монастырских владений передали под размещение пионерских отрядов и общежитий рабочих близлежащих заводов. С 1920 года на территории монастыря был организован Музей древне-военного быта, крепостной архитектуры и древнерусского искусства. Несмотря на усилия музейных работников по сохранению памятников на монастырском кладбище, некрополь обители постоянно подвергался разрушениям. В 1927 году местные власти обратились в Моссовет с предложением об устройстве на месте кладбища парка отдыха. Памятники и ограды принялись планомерно сносить и реализовывать в качестве строительного материала. Усилиями московских краеведов удалось перенести из уничтоженного некрополя на Новодевичье кладбище лишь останки поэта Веневитинова и Аксакова.
В ночь на 21 января 1930 года в Симонове монастыре был взорван древний соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Уничтожение святыни приурочили к очередной годовщине смерти Ленина. В 1930-1931гг. уничтожили колокольню, Никольскую и Спасскую церкви, часть крепостных стен и башен обители. На большей части монастырской территории в 1932-1937 годах по проекту архитекторов Весниных был построен Дворец культуры Пролетарского района (впоследствии ДК автомобильного завода имени И.А. Лихачева).
От великолепного монастырского ансамбля уцелели три прясла крепостных стен, Солевая и Кузнечная башни, башня «Дуло», «Водяные ворота», келарский корпус, трапезная с Тихвинской церковью и «Сушило» (солодёжная) – хозяйственная постройка XVII века, а так же Казначейские кельи. В Тихвинской церкви в последние десятилетия размещался промкомбинат московского общества «Рыболов-спорстмен», складские помещения и конторы. Все уцелевшие строения обители находились практически в аварийном состоянии. С 1991 года в храме образовалась уникальная православная община для инвалидов по слуху. Священники прошли специальный курс для общения с прихожанами, проведена огромная работа по переводу службы на язык жестов, богослужения идут с сурдопереводом
Так же приходская Рождественская церковь, «что в старом Симонове», сохранилась буквально чудом. Церковь долгие годы находилась на территории соседнего завода, который поставил в ней компрессоры, один из которых стоял как раз на могиле иноков-героев Пересвета и Осляби. Только после длительных переговоров с руководством завода удалось вывести оттуда компрессоры и начать реставрации церкви, в которой сейчас проходят службы. В трапезной 17 июля 1988 года открыли мраморный памятник героям Куликовской битвы. Пересвету и Ослябе работы скульпотра В.М. Клыкова.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте