Сокол район

Сокол район

Название московского района Сокол самым тесным образом связано с возникшим в 1920-х годах поселком Сокол, представляющим собой совершенно особую, ни на что не похожую часть столицы.
Идея создания подобного поселения была впервые высказана в 1762 году Ж.Ж.Руссо, писавшим, что «большие города истощают государство. Богатство, которое они создают, иллюзорно».
Прошло более ста лет, прежде чем идея Руссо, трансформировавшись, обрела реальные черты. Основателем нового движения стал забытый ныне английский парламентский стенограф Э.Говард (1850-1928). Более 30 лет он посвятил осуществлению своей цели – «город-сад». При его жизни было построено два город-сада. Данная идея получила своих последователей не только в Британии, но и за ее пределами ,и в 1913 году создается международная организация союза городов-садов и планировка таких городов.
К этому же времени относится и возникновение московской организации, задумавшей построить город будущего на Ходынском поле. Ходынское поле было идеальным местом для создания пригорода нового типа - здоровая, сухая местность, хорошая связь с городом, традиционные места гуляний и отдыха. Необходимо было лишь продумать проект города-сада и не допустить его застройки в духе трущоб Марьиной Рощи или Бутырок.
Принципы были немудреные: регламентированное устройство жилых помещений, обязательное отступление домов от красных линий, отвод земли под бульвары и скверы, запрет на устройство промышленных и ремесленных заведений. Не допускалось эксплуатация жилплощади в коммерческих целях.
Бурные события 1914-1921 годов помешали исполнению плана, но мечта о создании города-сада, несмотря на революционные войны, не угасла. Группа специалистов с дореволюционным стажем, полтора года пробивала через инстанции устав новой кооперативной организации, который был зарегистрирован в московском управлении недвижимым имуществом в 1923 году и спустя два года – в НКВД РСФСР. В итоге в 1920-х годах в ближайших окрестностях Москвы появляются кооперативные поселки, которые было принято называть романтическими именами: «Дружба» (станция Перловка), «Свет и воздух» (Ходынское поле), «Ястреб» (поселок Всероссийской ассоциации инженеров). Правда, не всем им было суждено получить развитие. Наиболее ярким из них стал поселок Сокол.
В литературе существует несколько версий происхождения названия поселка Сокол. Одна, наиболее убедительная, говорит, что первоначально его строительство намечалось в Сокольниках, и даже существовала печать с рисунком сокола, державшего в клюве домик.Другая версия о якобы первоначальном размещении правления кооператива в доме животновода по фамилии Сокол не выдерживает никакой критики. В одной из статей журнала «Жилищная кооперация» за 1927 год, выдвигалась версия, которая объясняла происхождение названия нового кооператива (еще даже не поселка) тем, что «соколом» на языке строителей называется орудие производства штукатуров.
Первое организационное собрание учредителей Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Сокол» состоялось 11 апреля 1923 года. Учредителями товарищества стали в основном работники различных кооперативных организаций, спецы-хозяйственники, люди тертые и обладавшие необходимыми связями, и лишь благодаря их энергии и опыту возник и окреп поселок Сокол. А трудностей и препятствий вначале было немало. Почти 4 месяца потребовалось для согласования и подписания арендного договора, по которому были получены в аренду на 35 лет земельная площадь в 49 десятин во Всехсвятском Серебряном Бору с обязательством: застроить в 7-летний срок этот участок примерно 200 домами.
Подписание договора совпало со строительной горячкой, связанной с возведением Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (у крымского моста), на которую работала едва ли не вся страна. Рабочие руки были заняты выставкой, стройматериалы исчезли из свободной продажи, да и цены на материалы и работу достигли невиданных высот. Однако на строительный сезон 1924 года запланировали постройку 20 зданий. Типы домов и материалы были самые разнообразные, со временем от каркасных и рубленных домой перешли к каменным. Опытное строительство велось под наблюдением НИИ экспериментальных сооружений, которые устроил в поселке показательную станцию. Благодаря этому поселок Сокол стал широко известен, о нем много писали. Сюда приезжали экскурсии, делегации, осматривали архитектуру, новые типы домов: немецкие особнячки с мансардами, английские коттеджи, русские бревенчатые пятистенки.
Улицы в проекте первоначальной планировки носили традиционные названия, принятые в дачных поселках: Большая, Вокзальная, Школьная, Уютная. Но в 1928году, когда большая часть поселка была застроена, они получили названия в честь русских художников.
В 1933 году название поселка Сокол стало официальным для всей окружающей местности, которая стала одним из перспективных направлений в развитии Москвы. Первоначально эта территория входила в Краснопресненский район Москвы, а перед войной выделилась в самостоятельный Ленинградский район. В дополнение к трамваю и троллейбусу в 1937 году здесь вступила встрой вторая в Москве линия метро, конечным пунктом которой стала станция «Сокол». Малоэтажная деревянная окраина уже в довоенные годы начала приобретать городской вид. Постепенно вокруг поселка стали возникать городские кварталы.
В 1930 году началась компания против жилищно-строительных кооперативов. Поводом послужила сдача владельцами в поднаем своих квартир. Хотя казалось, что государство борется за нормальные условия жилья, фактически речь шла о доходах, которые плыли мимо государственного кармана. И в конце 1930-х годов все РЖСКТ были ликвидированы. Тем не менее благодаря своим жителям поселок Сокол удалось отстоять. Однако в 1950-1960 годы Сокол опять готовят под снос. В таком состоянии поселок находился до 25 мая 1979 года, когда его поставили «под государственную охрану» как первенца советской архитектуры.
Но история этого московского района была гораздо древнее и связана с судьбой старинного села Всехсвятского, прежде именовавшегося село «Святые Отцы», которая восходит в XV веку. Своим названием оно обязано небольшому Всехсвятскому монастырю. Впервые в сохранившихся источниках село упоминается лишь в самом конце XV века, в завещании Ивана Юрьевича Патрикеева. Согласно ему, село «Отцы святые» предназначались для его сына. Отец Ивана Юрьевича - князь Юрий Патрикеевич, потомок великого князя литовского Гедимина, выехал в Москву в самом начале XV века и сразу занял одно из первых мест среди московских бояр. Очевидно тогда он и получил обширные владения под Москвой и, возможно по обычаю того времени основал здесь небольшой монастырь.
Так же как и отец, Иван Юрьевич занимал видное положение при московском дворе, приходясь двоюродным братом великому князю Ивану III. Однако в 1499 году Патрикеевых постигает опала. Поводом к ней послужил вопрос престолонаследия. Великий князь Иван III был женат дважды. От первого брака с дочерью молдавского господаря Еленой Волошанской он имел внука Дмитрия, (сын Ивана III и отец Дмитрия умер в молодости), а от второго брака с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог - сына Василия. При дворце образовалось две партии. Первая, во главе с князями Патрикеевыми и Ряполовскими, поддерживала Дмитрия Внука, которого даже короновали при жизни отца. Однако Софье Палеолог удалось добиться от мужа, чтоб он в 1499 году объявил наследником престола ее сына Василия. Дмитрия Внука посадили в темницу, где он и скончался в 1509 году через несколько лет заточения. Поддерживавшего его Ивана Юрьевича Патрикеева с сыновьями осудили на смерть, которая позже была заменена насильственным пострижением в монахи. Все вотчины Патрикеевых были конфискованы в пользу государя.
Всехсвятское находилось в Дворцовом ведомстве несколько десятилетий, пока в 1587 году не было отдано царем Федором Ивановичем протопопу московского Архангельского собора как вклад по душе царя Ивана IV. Выбор этот был не случаен, поскольку уже с XIV века этот кремлевский собор служил местом погребения членов московского княжеского дома.
В Смутное время окрестности Всехсвятского села стали зоной боевых действий. Здесь размещались войска под командованием М.В. Скопина-Шуйского, осаждавшие тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако вскоре они были вынуждены отступить к столице, а село занял самозванец. По позднейшему преданию, именно во Всехсвятском он зарыл свои сокровища, перед тем как бежать прочь от Москвы.
События начала XVII века привели к тому, что село, не раз попадавшее в зону боев, было полностью разорено, и писцовая книга 1624 года зафиксировала здесь лишь пустошь, «что было село Святые Отцы на речке на Ходынке».
Более полувека это место так и оставалось незаселенным, пока в 1678 году владельцем его не стал боярин Иван Михайлович Милославский. Единственная дочь Ивана Михайловича, Федосья, вышла замуж за нашедшего приют в России имеретинского царевича Александра, и Всехсвятское составило ее приданное. В 1695 году Федосья умерла, и по именному указу царей Ивана V и Петра I село было закреплено за Александром Арчиловичем.
Появление иноземного царевича при московском дворе было связно с борьбой Грузии за независимость. Имеретия была одним из самостоятельных государств в раздробленной Грузии. Во второй половине XVII царь Имеретии Арчил II был вынужден оставить свою родину, спасаясь от турецкого нашествия. Царевич Александр был близким соратником Петра I, который знал его с детства и взял с собой в свою первую заграничную поездку. В Гааге он изучал бомбардирское искусство, и по возвращении в Россию, в 1700 году был назначен первым генерал-фельдцейхмейстером - начальником артиллерии. Ему было поручено руководство Пушкарским приказом. Однако в битве под Нарвой, где он командовал артиллерией, Александр Арчилович был взят шведами в плен, в котором, несмотря на несколько попыток вызволить его, так и скончался в 1710 году. После его кончины село перешло к его сестре Дарье Арчиловне.
В первой трети XVIII века Всехсвятское становится местом неоднократных остановок русских императоров, перед въездом в первопрестольную. 30 января 1722 года Петр I отсюда начал парадное шествие в честь победы в Северной войне. Так же и в другое время он не раз останавливался у Дарьи Арчиловны. В феврале 1730 года, императрица Анна Иоанновна остановилась здесь перед въездом в Москву. Сановники, составлявшие Верховный тайный совет, пригласили на русский престол позабытую в Москве дочь царя Ивана V, сводного брата и соправителя Петра I, предъявив ей «кондиции», ограничивавшие власть императрицы в их пользу. 10 февраля делегация от «верховников» торжественно встретила ее во Всехсвятском. Но императрица задержалась в селе на пять дней. Здесь она встретилась и вела переговоры с многочисленными противниками «верховников» из числа бояр и дворянства, сторонниками неограниченной самодержавной власти. А 25 февраля в Кремле, на встрече с депутатами от дворянства, которые в своих петициях выразили ей полную поддержку, императрица демонстративно разорвала подписанные ею ранее «кондиции».
Превращение села в резиденцию грузинского царского дома и рост населения потребовали расширения приходской церкви. При Дарье Арчиловне в 1733-1736 годах во Всехсвятском вместо прежней деревянной церкви строиться новый каменный храм с двумя приделами. Первый был посвящен иконе Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости», а второй – почитаемому в Грузии Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. В 1748 году Всехсвятское жалуется племянником Дарьи Арчиловны.
Во времена нашествия Наполеона село подверглось полному разгрому. Все крестьянские дома были сожжены, пруды спущены, хозяйство разграблено мародерами. Разоренная церковь вновь была освящена только в июне 1813 года, а ее приделы – в 1815 году. После изгнания французов в парке, частично сохранившемся, были установлены статуи русских воинов, рядом с храмом возобновили пруд, называемый Стерляжьим, на речке Ходынке насыпали искусственный остров, где была сооружена беседка, но восстановить утраты в полном объеме уже не удалось.
В середине 30-х годов XIX века Всехсвятское и его окрестности становятся излюбленным дачным местом для состоятельных москвичей.
В 1834 году завершилось строительство Санкт-Петербургского шоссе, затем отвод Волоколамского шоссе. Из пригородного аристократического имения Всехсвятское все более превращается в шумный московский пригород, где стали селиться ямщики и различные ремесленники. После крестьянской реформы 1861 года село стало волостным центром.
Близость летнего войскового лагеря на Ходынке содействовала превращению Всехсвятского в дачное место для семей офицеров. Крестьяне бросили занятие сельским хозяйством, строили на своих наделах дачи и занимались торговлей. Все свободные постройки шоссе заняли ремесленники, в основном евреи, которым было запрещено селиться в столице. С увеличением населения возрастает значение всехсвятского храма. В 1860 году был отремонтирован иконостас, в 1884 году иконописцем Пашковым были обновлены пределы храма и заново освящены митрополитом московским Иоанникием.
В начале XX века Всехсвятское - шумное большое село со множеством дач по прежнему разделялось на два крестьянских общества: Большое Всехсвятское с 47 дворами и Малое Всехсвятское с 27 дворами. Многочисленные дачи оттеснили от шоссе старинную рощу.
Всехсвятское становится промышленным населенным пунктом. В селе и около него появляется ряд небольших производств: вышивальная фабрика Тимашова, химический завод общества «Польза», типография и переплетная мастерская. В центральной части села был основан завод «для выработки глиняных изделий, терракоты и фаянса», на котором едва ли не впервые стали производить изоляторы для электрической проводки. В послереволюционные годы завод «Изолятор» стал ведущим предприятием страны в своей отрасли. В 1917 году в подмосковное село прокладывается конно-железная дорога (конка). А затем по землям Всехсвятского прошла колея Виндавской железной дороги с платформой Подмосковная (ныне Красный Балтиец), где расположились ремонтные мастерские и рабочий поселок.
Близость Военного поля сказалось на характере возникновения здесь благотворительных учреждений: Александровского убежища для увечных и престарелых воинов и Алексеевского приюта для офицеров. После русско-турецкой войны в 1878 года рядом с селом и Всехсвятской рощей были основаны убежище для инвалидов этой кампании и при нем новопостроенный храм во имя святого Александра Невского.
Алексеевское убежище для лиц офицерского состава разместилось в 1893 года в двухэтажном доме. От убежищ получили название Инвалидные улицы, а затем и Инвалидный рынок (ныне Ленинградский). В 1934 года на месте убежищ были построены три здания Института изучения труда инвалидов, в состав которого входили также больница и лаборатория.
Когда началась Первая мировая война, доктор Александровской больницы выступил с инициативой создания Братского кладбища для погибших на фронтах войны. Первые захоронения на Братском кладбище произошли 15 февраля 1915 года, тогда же была освящена временная деревянная часовня. На Братском кладбище нашли последнее пристанище многие герои войны. Однако до нашего времени сохранилась лишь одна могила поручика Шлихтера, погибшего в дни Брусиловского прорыва. На месте бывшего кладбища были выстроены жилые дома, кинотеатр «Ленинград», разбит парк отдыха.
В конце 1930-х годов был закрыт Всехсвятский храм, при этом его великолепный пятиярусный иконостас был разломан и сожжен тут же около церкви. Храм был открыт лишь в 1946 году стараниями жителей. Иконостас и иконы были изготовлены заново. В новой росписи храма сохранены изображения почитаемых в Грузии святых: святой Нины, святой Тамары, святой Дарьи как напоминание о прошлом Всехсвятского, тесно связанном со всей историей русско-грузинских отношений. Храм приобрел такую популярность, что в дальнейшем потребовалось новое расширение его внутренних помещений. Приход Всехсвятского храма – один из крупнейших в Москве. С 1992 года храм Всех Святых стал патриаршим подворьем.
Село Всехсвятское вошло в городскую черту Москвы в 1917 году как часть Всехсвятского-Петровского подрайона. Само название «Всехсвятское» не дожило до нынешних дней, ибо было неприемлемо для советской власти. В 1928 году появилось новое название – «Поселок Усиевича», в честь большевика Г.А. Усиевича. С 1933 года его сменило название «Поселок Сокол», а именем Усиевича была названа одна из ближайших улиц.

Карта:
Тип объекта:
00:01
255
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

Похожие

Арбат район
Район получил свое название от одноименной улицы Арбат.
Хамовники район
Свое название этот московский район получил от дворцовой Хамовной слободы. Здесь жили ткачи.
Басманный район
Своим названием этот московский район обязан дворцовой Басманной слободе
Хорошево-Мневники район
Район Хорошево-Мневники получил свое название от Хорошево - одной из старинных подмосковных усадеб и близлежащей деревни Мневники
Лефортово район
Своим названием Лефортово обязано выходцу из Европы, уроженцу Швейцарии Францу Яковлевичу Лефорту
Беговой район
В XV-XVII веках на территории московского района Беговой находились владения Новинского монастыря (ямщиков Тверской слободы), которому принадлежало зд

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.