Писатель Павел Вершинин рассказал о том, как донести патриотическую идею до зрителя

Писатель Павел Вершинин рассказал о том, как донести патриотическую идею до зрителя

Павел Вершинин — автор, который изучает историю через судьбы обычных людей и оживляет её на страницах и сцене. Его серия театральных миниатюр для любительских постановок соединяет исторические события с живыми персонажами, показывая, как смелость, преданность и человеческие качества проявляются в критические моменты страны. Книга «С интервалом в два столетия», удостоенная звания «Книги года» по версии издательства «Четыре», стала поводом поговорить с автором о переносе истории в театр, о создании достоверных миниатюр и о роли исторической литературы для современного читателя и зрителя.

— Павел, ваша жизнь тесно связана с музеями, патриотическим воспитанием и театральной деятельностью. Как этот опыт отражается в вашей литературе и помогает создавать исторические миниатюры?

— Работа в музее предполагает знакомство с большими массивами разнородной информации. Масса сюжетов уже «лежит на поверхности». Анализ информации лишь подтверждает основной патриотический тезис: наша страна не была источником политических конфликтов, она лишь оказывалась втянутой в них извне – это и необходимо донести до нашего зрителя, посетителя, слушателя. А театр – это общедоступная зрелищная (!) форма работы с аудиторией. В наши дни по решению Министерства просвещения театры организуются в школах – прекрасное подспорье для патриотического воспитания.

— В ваших работах часто встречается внимание к судьбам обычных людей в истории. Как вы находите баланс между исторической достоверностью и художественным повествованием?

— Как сотрудник музея археологического профиля, утверждаю: полностью достоверное детальное воссоздание быта той или иной эпохи принципиально невозможно. Отсюда – различные научные течения (норманизм) и «фолк-хистори» различного уровня нелепости. Для «узнаваемости» эпохи достаточно нескольких ярких деталей: судьбы города, упоминания ярких событий, исторических лиц, вооружения и т.д. Вокруг этих деталей и строится повествование.

Книга «С интервалом в два столетия» стала Книгой года по версии издательства «Четыре». Почему вы выбрали именно Смутное время и вторжение Наполеона как центральные эпизоды для миниатюр — что их объединяет для вас как автора?

— Брошенный нашей стране масштабный политический вызов. В Смуту проверку на прочность прошло религиозное чувство, в эпоху наполеоновского нашествия – политико-административная устойчивость. Страна объединилась, несмотря на сословные и прочие разногласия – и одержала победу, сохранив и государственность, и территории.

— Ваши миниатюры рассчитаны на любительские театральные постановки. Насколько важно для вас, чтобы исторические события «оживали» на сцене, и какие трудности возникают при переносе истории в формат театрализованного текста?

— Один из музейных инструментов – диорама, воспроизводящая некое историческое событие. Оно может быть и не связано со сражением; в краеведческом музее удмуртского железнодорожного посёлка Яр есть диорама «Прибытие поезда»; событие относится к XIX в. Достоинство диорамы – наглядность, возможность воображаемого погружения в эпоху. Недостаток диорамы с позиции современного требовательного к зрелищности посетителя – статичность. Театр как раз и способен перейти от статики к динамике, к развитию: скажем, от сосредоточенности на выстреле к удовлетворённости его результатом. Сколько чувств наполняют персонажа за этот краткий промежуток! Сцена пространственно ограничена – произвольное количество персонажей на ней не разместить. На неё не вывести верхового кавалериста (если это не сказка); а кавалерия во многие исторические эпохи была грозной силой. Кроме того, существует техника безопасности, которой подчиняется монтаж декораций и, скажем, использование метательного оружия и имитация открытого огня.

— Сегодня историческая литература и литература для театра сталкиваются с вызовом: сохранить правду прошлого и одновременно быть интересной современному читателю или зрителю. Как вы считаете, что является ключевым в этой задаче для современного автора?

— Историческая правда состоит в том, что каждый участник исторического события видит его по-своему. Отсюда разночтения в мемуарах военачальников, исторических документах, несколько биографий Александра Матросова и т. д. Этих моментов не избежать. Однако и автор – не хронист! Анализируемое событие всегда содержит яркие моменты; один из вариантов – акцентировать внимание на них. От подвига Александра Матросова наших идейных противников корёжит до сих пор; не меньше беснуются по адресу журналиста Кривицкого, якобы «сочинившего легенду» о панфиловцах. Да, расхождения в деталях есть и будут, но они не должны заслонять конечный результат; подвиг Матросова повторили десятки человек, а операция «Тайфун» по захвату Москвы потерпела крах.

 

Интервью провела Алена Комиссарова

Тип новости:
Новости
Дата события:
17:18
383
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

> Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.