Черкизовская большая улица

Черкизовская большая улица

Большая и Малая Черкизовские улицы напоминают о находившемся здесь селу Черкизово. Которое получило свое название, судя по всему, по первому своему известному владельцу, которым был царевич Большой Орды Серкиз, выехавший в Москву при Дмитрии Донском. Видимо, Серкиз выехал на Русь с весьма значительным состоянием и смог на него приобрести обширные владения. Только в Подмосковье известно четыре села с этим названием.
На новой родине он крестился, а его сын Алексей в 1380 году был одним из воевод русских войск на Куликовом поле. Здесь же он погиб смертью храбрых.
Считалось что впервые «Серкизовское» упоминается в завещании митрополита Алексея, передававшего его вместе с другими селами московскому Чудову монастырю. Этот документ историки датировали 1377 году и полагали, что именно с этого времени Черкизово стало собственностью Чудова монастыря. Но в последнее время выяснилось, что эта грамота - подделка середины XV века. Только с этого времени можно говорить, что село стало монастырским. Об этом же говорит жалованная грамота великого князя Василия Темного.
Черкизово быстро стало центром крупной вотчины Чудова монастыря в Васильцове стану. За счет покупок и обменов обитель округлила свои владения. В 1549 году у Алексея Даниловича Басманова монахи купили за 300 рублей сельцо Хороброво с деревнями и угодьями. Эта купля была приписана к Черкизову. А вскоре в ней появляется храм во имя пророка Ильи. Расцвет вотчины был обусловлен тесными связями монастыря с царем Иваном IV, который часто бывал здесь.
Писцовая книга 1573 года рисует Черкизово обширной вотчиной, простиравшейся на север до современных Мытищ, а на юг доходившей до Измайлова. В нее входило два сельца, 8 деревень и 38 пустошей, образовавшихся на месте прежних однодворных деревенек. Само же Черкизово, центр всей этой округи, располагался по обоим берегам речки Сосенки. На холме возвышалась Ильинская церковь, а рядом стоял монастырский двор, населенный холопами.
В Смутное время село было разорено. И к XVII века происходит заметное сокращение размеров черкизовской вотчины. Правда, благодаря соседству Черкизова с царскими вотчинами в Преображенском и Покровском село нередко посещали цари. В 1619 и 1622 годах в его окрестностях охотился Михаил Федорович, а 1657 в черкизовской церкви слушал божественную литургию царь Алексей Михайлович. В 1690 году на месте прежней деревянной освятили новую каменную церковь. Это было небольшое квадратное в плане сооружение с сомкнутым сводом и одной алтарной апсидой. Одноглавый храм выдержали в устаревшем стиле середины XVII века. При церкви был северный придел Алексея митрополита и южный Крестовоздвиженский придел, который возвели уже XIX веке. Позднейшие переделки сильно исказили облик церкви. В 1821 году были пристроены четыре боковые главки , уничтоженные в конце XIX века. Тогда храму пытались придать первоначальный вид (церковь находится по адресу Штатная горка,17).
В конце XVIII века Черкизово оказалось вовлеченным в бурные события начала царствования Павла I. В 1698 году в селе под стражей содержались арестованные стрельцы, ожидавшие допросов в Преображенском приказе.
В 1764 году село было секуляризовано и поступило в ведение Коллегии экономии. Крестьян обложили годовым оброком в полтора рубля с ревизской души. Местное население все более занималось ремеслами – ткачеством и прядением, заводя ткацкие станы.
За Чудовым монастырем оставлено было лишь подворье, мельница в три жернова и незначительные угодья. На холме для обслуживания архиереев поселили Штатную слободку.
В конце XVIII века Павел I отдал Черкизово в командорственное владение митрополиту Платону (Левшину). Село в ту пору не считалось особо крупным - в нем стояло 25 дворов. Платон стал часто бывать в Черкизове, облюбовав подворье к северу от церкви. По преданию, именно на этом месте стоял двор святителя Алексия, хотя впервые подворье, отдельное от монастырского двора, названо в переписной книге 1646 году. Спустя 120 лет оно было отстроено митрополитом Тимофеем, а в 1819-1820 годах, обновлено викарием Августином. Это был деревянный особняк, на классическом фронтоне были изображены принадлежности архиерейского сана. Главное украшение составляли старинные иконы и портреты, из которых выделялось изображение Петра I.
В 1868 – 1870 г подворье было перестроено в стиле эклектики архитектором В.Н. Корнеевым. Строение было одноэтажным, а второй ярус надстроили позднее. Заказчиком являлся митрополит Иннокентий (Вениаминов), которому приписывают общий замысел проекта.
Это была очень интересная личность. Митрополит проявил себя выдающимся православным проповедником в Русской Америке. Он изучал быт и нравы алеутов, создал для них азбуку и перевел на их язык Священное Писание. Хотя в 1867 году Россия продала свои американские владения, добрая память о святителе до сих пор сохраняется в США. На Аляске создан Национальный исторический парк, где показывают «дом русского епископа», причисленного Православной церковью к лику святых. В конце своей жизни св. Иннокентий нередко приезжал в Черкизово. Позднее здесь митрополит Макарий создавал свою «История русской церкви».
В XIX веке после изъятия Александром I «командарственных» имений Черкизово значилось казенным. Его население росло очень быстрыми темпами, а само оно превращалось в промышленный пригород столицы. В основном тут располагались небольшие текстильные и красильные предприятия по берегам Хапиловского пруда, вырытого в 1710 году на среднем течении реки Сосенки, в южной части села.
В 1861 году на кладбище при церкви Ильи Пророка был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша (1783-1861), которого долгое время почитали как местночтимого святого. О его популярности говорит тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н.С. Лескова («Маленькая ошибка») и М.Ф. Достоевского («Бесы»).
Окончательно в состав Москвы Черкизово вошло в начале XX века, когда новой границей города стала Окружная железная дорога. Здесь появилось порядка 50 улиц и переулков, некоторые из которых были очень малы. Главной магистралью была Большая Черкизовская, именовавшаяся также Преображенским шоссе, делившая село на северную и южную часть.
Разросшееся Черкизово остро нуждалось во втором православном храме. Закладка каменного здания состоялось в 1913 году, но лишь в 1918 году он стал действовать. Строительство происходило со сбоями: не хватало денег, мешали события в стране. Церковь была названа Введения «на платочках», ибо основными жертвователями были местные ткачи. По своей архитектуре храм живо напоминал Воскресенскую церковь в Сокольниках. Введенский храм простоял в Аптекарском (ныне Зельве) переулке всего 16 лет. Его снесли в 1934 году.
Массовое жилищное строительство началось в Черкизове с 1960-х годов. Оно во многом изменило местность. Но до сих пор рядом с высокими многоэтажными домами видны старенькие кирпичные постройки – свидетели ушедшей эпохи

Карта:
Тип объекта:
14:57
306
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

Похожие

Серпуховская большая улица
Свое название Большая Серпуховская улица получила от дороги в город Серпухов, которая проходила здесь с XIV века.
Большая Полянка улица
Название улицы, данное в конце XVIII века, напоминает о простиравшихся здесь в древности полях.
Очаковская большая улица
Большая Очаковская улица получила свое название от старинного села Очаково.
Остроумовская большая улица
В XIV-XVI веках местность современных Большой и Малой Остроумовских улиц была покрыта густым лесом и здесь проходила дорога из Москвы к селу Стромынь,
Марфинская большая улица
Большая Марфинская улица названа так по находившейся здесь деревни Марфино, известной с 1511 года, когда она впервые упоминается в грамоте великого кн
Калитниковская большая улица
Большая Калитниковская улица названа по находившемуся в этой местности селу Калитники и по Калитниковскому кладбищу, основанного в чумную эпидемию 177

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.