Якиманка район
Свое название этот район получил по улице Якиманке. В XIV – XV веках здесь пролегала дорога в Москву из Калуги, и образовавшаяся на ее месте улица в XVII веке называлась Калужской, а в конце этого века – Якиманкой по находившейся здесь церкви Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Впервые церковь упомянута под 1493 год, и возможно предположить, что она являлась центром небольшого села Колычева, которое стояло здесь вплоть до конца XV века, когда в Замосковоречье появляются первые городские кварталы. В 1657 году она показана деревянной, но уже в 1684 году была построена в камне. Она простояла вплоть до 1969 года (в 1939 году была закрыта), когда была разрушена при устройстве нового проезда. Село свое название получило от фамилии Колычевых, которые являлись одним из самых известных родов московского боярства XV-XVI веков и вели свое происхождение от Федора Колыча, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее видным представителем рода был Филипп Колычев, митрополит «всея Руси» в годы опричнины Ивана Грозного.
Еще до вхождения территории современной Якиманки в состав города здесь находились и другие села. Наиболее древним из них было село Хвостовское, упомянутое в завещании Дмитрия Донского 1389 году и чье название восходит к имени известного московского тысяцкого середины XIV века Алексея Петровича Хвоста, убитого в 1356 году. Ныне о нем напоминают Хвостовские переулки. Позднее на месте села образовалась стрелецкая слобода, центром которой был храм Петра и Павла, построенный в 1649 году стрельцами.
Другим селом здесь было Кадашево, память о котором осталась в названиях Кадашевской набережной и переулков. Впервые село упоминается в духовной грамоте Ивана III 1504 года. К середине XVI века здесь образовалась Кадашевская слобода, основным производством слободы к XVII становится «хамовное дело» (ткацкое). По соседству с Кадашевской находилась небольшая Екатерининская слобода, в которой жили белильщики тканей. Сначала она числится дворцовой, а затем стала черной. Черной слободой назывались такие слободы, жители которых, занимаясь ремесленно-торговой деятельностью, были лично свободны, но платили налоги государству. Центром слободы являлась церковь великомученицы Екатерины. Как деревянная она известна с 1612 года, а в 1657 году показана уже в камне. Память о слободе долгое время сохраняли Большой и Малый Екатерининские переулки, позднее переименованные в Погорельский и Щетининский.
За Современными Спасоналивковскими переулками жили иноземцы, состоявшие на службе у Василия III, которым он разрешил здесь устроить кабак с продажей вина, пива, меда. Стали пользоваться кабаком и соседи-стрельцы, поселенные здесь в 1550 году Иваном Грозным. По одной из версий стрельцы приходя к иноземцам говорили «Налей-ка!», от этого иностранцы плохо понимавшие русский язык всю местность называли «Наливки».
Еще об одной стрелецкой слободе напоминают Пыжевский переулок и церковь Николая Чудотворца «в Пыжах». Толмачевский переулок и церковь Николая Чудотворца в Толмачах говорят о существовавшей здесь слободе толмачей, переводчиков Посольского приказа.
Западная, низменная часть нынешнего района Якиманка регулярно затапливалась рекой, поэтому застройка местности ограничивалась узкой полосой между двумя дорогами: дороги на Калугу и Серпухов.
Существующая и поныне церковь Иоанна Воина «в Малых Лужниках» на Якиманке напоминает о существовании здесь дворцовой конюшенной слободе Малые Лужники. Храм известен как деревянный с 1625 года. Существует придание что Пётр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Каменный храм был выстроен в 1709 — 1717 годах.
После ликвидации стрелецкого войска, его слободы на Якиманке, как и в других местах, были заняты дворами купцов и мелких чиновников, но каменных домов было мало.
Пожар 1812 года уничтожил бо́льшую часть Якиманки, исключая несколько кварталов у Земляного вала и пригородные больницы. Строительство Бабьегородской плотины, на водоотводном канале, в 1830-е снизило риск наводнений, но земля на Якиманке оставалась дешёвой, привлекая фабричные капиталы. Здесь открылся первый механический завод и первая городе электростанция на Берсеневке (1880-1883 гг).
В конце XIX века город и купечество финансировали строительство крупных домов бесплатных и дешёвых квартир на Болотной площади и Софийской набережной.
В 1892 открылась Государственная Третьяковская галерея. Рядом был построен, по завещанию Павла Третьякова в 1912 году, приют для вдов и детей художников.
При советской власти много церквей и монастырей были закрыты и разграблено, в том числе и церковь Иоакима и Анны, в тридцатые годы в районе остался единственный действующий храм Ивана Воина. Существенным вкладом 1930-х годов было завершение Канала имени Москвы (1938), устранившее угрозу наводнений. Берега Москвы-реки и водоотводного канала были облицованы гранитом, все мосты были выстроены заново в 1935 - 1940.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте