Калошин переулок
Калошин переулок назван по фамилии местного домовладельца конца XVIII века бригадира А.И. Калошина. Так же переулок назывался Чаадаев переулок, опять же, по фамилии местного домовладельца 19720-х годов и Евреинов переулок по домовладельцу 1760-х годов. Тянется от переулка Сивцев Вражек до улицы Арбат.
На четной стороне переулка в доме № 4 (1897, архитектор Н. Д. Струков) в 1912 г. поселился известный исследователь геологии Сибири и Центральной Азии В. А. Обручев, переехавший в Москву из Томска. В 1920 - 1930-е года здесь жил его сын, геолог и геоморфолог С. В. Обручев, труды которого способствовали открытию Тунгусского каменноугольного бассейна и установлению золотоносности района рек Индигирки и Колымы. Стоить отметить, что С. В. Обручев серьезно интересовался и вопросами, весьма далекими от геологии - в 1965 г. было издано его литературоведческое исследование "Над тетрадями Лермонтова". В этом же доме собирались художники, писатели, актеры, музыканты на "шмаровинские среды", названные так по фамилии коллекционера и друга многих художников В. Е. Шмаровина. В 1920-х гг. здесь была квартира музыковеда и композитора Д. Р. Рогаля-Левицкого.
На месте типового жилого дома (№ 6) в начале XIX в. находилась большая усадьба майора И. С. Евреинова, как уже было сказано выше по его фамилии переулок некоторое время назывался Евреиновым. В конце 1850-х гг. здесь жил историк С. М. Соловьев, а в 1880 - 1890-х гг. - зоолог Г. А. Кожевников. Деревянный дом (№ 8) с начала 1880-х гг. принадлежал актрисе Малого театра Н. А. Никулиной, для которой А. Н. Островский специально написал несколько ролей.
Сохранившийся дом № 10, построенный после 1812 г. (пристройка справа была сделана архитектором И. П. Машковым в 1892 г.), в конце 1820-х гг. принадлежал известному артисту балета и балетмейстеру Адаму Глушковскому. После возвращения из ссылки в нем поселился в 1879 г. декабрист А. Ф. Фролов.
Но конечно жемчужиной переулка, несомненно, является деревянный домик Лопыревского (№12). Этот двухэтажный дом архитектор Михаил Лопыревский строил, что называется, для себя в 1850-х годах. Планировка для жилого дома была выполнена крайне удачно: снаружи –домик небольшой и скромный, внутри – просторный и богато оформленный. Когда хозяин умер, дом переоборудовали в родильный приют, да и после революции еще долгое время в нем располагались медицинские учреждения. Время шло, дом старел и начал гнить. Но что самое удивительное для деревянной постройки – за всю свою долгую жизнь ни разу не горел. Лишь в 1993 году особняк Лопыревского получил статус памятника архитектуры, а в 1997-м началась его полная реставрация. В процессе реставрации на потолке, перекрытиях, дверях были обнаружены уникальные авторские панно из дерева с удивительной росписью. Так же по некоторым сведениям были найдены авторские обои, под 12 слоями других обоев и возможно являлись эскизами самого архитектора Лопыревского.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте