Краснопролетарская улица
В XVII веке в районе современной Краснопролетарской улицы располагалась Новая Воротническая слобода, жители которой охраняли многочисленные московские ворота. Старая слобода Воротников находилась у Тверской улицы, у стены Белого города. С ростом города участки, близкие к центру постепенно захватывались разного рода обывателями, а слобожане вытеснялись на окраины. Поэтому в 1658 году слободу воротников переселили за пределы Белого города, где они и образовали Новую слободу.
В то время в Москве было четыре оборонительные стены – Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город, в которых было немало ворот, поэтому неудивительно, что существовала целая слобода воротников. Слобода была замкнутым сообществом, так как каждый из слобожан отвечал за поведение других.
Слобожане выстроили свою приходскую церковь, придел которой был посвящен св. Пимену. В старой слободе у воротников также была церковь, посвященная этому святому. Существует предание, времен великого князя Дмитрия Донского: после победы на Куликовом поле в 1380 году, хан Тохтамыш повел свои полки на Москву, воспользовавшись тем, что оскудели русские войска после великого сражения. Москвичи спалили посады, затворились в Кремле, ожидая прихода ордынцев. Осадив город, Тохтамыш пустился на хитрость – он подговорил нижегородских князей, его союзников, чтоб те обещали москвичам, что ордынцы не тронут город. Воротники, поверив этому, отворили городские ворота, и в день праздника св. Пимена 26 августа 1382 года полчища Тохтамыша ворвались в Москву. Неприятель разграбил город, оставив после себя горы трупов и обгорелые церкви. С тех пор св. Пимен и стал покровителем воротников, как бы напоминая об их обязанностях.
Пименовская церковь предположительно была построена в 1658 году, когда слобода была переведена за пределы Белого города. Церковь несколько раз перестраивалась. В конце XIX века прихожане решили радикальным образом изменить ее внутреннее убранство – они заказали модному тогда архитектору Францу Шехтелю новый иконостас, но не многоярусный до потолка, традиционный для русского православного храма, а низкую, резную преграду, такую как была когда то в византийских храмах. Подобный иконостас был создан и во Владимирском соборе в Киеве. Стоит отметить, что роспись возобновленной церкви св. Пимена напоминает роспись В.М. Васнецова во Владимирском соборе. Освятили заново украшенный храм 7 октября 1907 года. В советское время храм не был закрыт, а в 1936 году Пименовский храм стал главной церковью обновленцев митрополита Александра Введенского. Обновленчество возникло после Октябрьской революции 1917 года, и стремилось создать особую церковь и идейно примкнуть к советской власти. После кончины Введенского, в сентябре 1946 году, храм вернулся в патриархию.
Что же касается слободы Воротников, то с переводом столицы в Санкт-Петербург и с потерей военного значения московских укреплений воротники потеряли свою работу и постепенно превратились в городских обывателей. А современная Краснопролетаская улица сначала называлась Воротнической по слободе, а затем Пименовской по церкви.
Современное название улица получила в 1929 году, по типографии «Красный пролетарий». В старой Москве она была одной из лучших российских типографий. Ее основал Иван Николаевич Кушнерев , издатель петербургской «Народной газеты» и журнала «Грамотей». Он получил назначение в Москву редактором «Ведомостей московской городской полиции», но решил заняться предпринимательством и основать собственное дело. В 1869 году Кушнерев открыл новую типографию, которая находилась на Тверской. Однако дело расширялось, и в 1873 году он купил участок на Пименовской улице и выстроил там здание на 7 печатных машин и 80 рабочих. Сначала типография выполняла мелкие работы : печатала визитные карточки, рекламные материалы и тому подобное, но уже с 1878 года стала выпускать книги и журналы. В 1900-х годах типография стало второй по величине после знаменитой сытинской фирмы. В советское время типографии значительно увеличилась, на улице появилось много новых строений.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте