Трехпрудный переулок
В XVII веке здесь размещалась патриаршая Козья слобода, которая занималась разведением коз и поставкой их шкур и шерсти на нужды патриаршего двора. Тогда же здесь существовало три пруда, получивших название Патриарших. В начале XIX века два из них были засыпаны, а память об этих прудах сохранилась в наименовании Трёхпрудного переулка.
Трехпрудный переулок расположился от Большого Палашевского переулка до Благовещенского.
Наверно самым выдающимся зданием на переулке является типография Левенсона (№9). Эта типография или как правильно назвать скоропечатная, была стилизована под средневековый замок . В качестве архитектора был выбран Федор Осипович Шехтель. Впрочем, слово «выбран» не совсем подходит - непредвзятый Левенсон объявил конкурс и, более того, модному архитектору, пришлось бороться за право постройки левенсоновской «фабрики». Замок весьма понравился владельцу, прежде всего тем, что хоть здание и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствовался «новый стиль». И несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а напротив, поражает своей легкостью .
Левинсон был пионером не в одном архитектурном смысле. Его типография, к примеру, издавала самую настоящую газету под названием «Ежедневное либретто». Специализировалось это издание на новостях культуры и содержало множество рекламы. При этом наряду с обычными объявлениями в газете была реклама других издательств, прямых его конкурентов. Удивительная широта взглядов.
Здесь же на Трехпрудном переулке, там где сейчас высится многоэтажный дом кооператива «Творчество» (№8), до революции располагался маленький домик Цветаевых. Домик был построен по типовому проекту, этакая хрущевка середины девятнадцатого века, но правда на одну семью. В этом доме жила до замужества поэтесса Марина Цветаева и очень любила его, хотя прочие члены семьи относились к нему без особых восторгов.
Все началось с того, что молодой ученый и искусствовед Иван Цветаев начал ухаживать за легкомысленной красавицей Варварой Дмитриевной Иловайской. Изначально без взаимности, но как говорится - вода точит камень, красавица сдалась и свадьбу сыграли в июне 1880 года. Молодые поселились в Трехпрудном переулке, в домике, подаренном им Дмитрием Ивановичем Иловайским, отцом молодой жены. У Цветаевых рождается двое детей, дочь Валерия и сын Андрей. В 1890 году, как раз после рождения сына, Варвара Дмитриевна умирает.
Впрочем, Иван Владимирович быстро оправился и спустя год женился на Марии Александровне Мейн, так же, как и он, увлеченной античностью и так же разделяющей идею создания в России музея слепков. Марии Александровне было всего 23 года, а ее супругу – 44. Но на этот раз Цветаев не был очарован молодой женой, она была в первую очередь другом, соратником и единомышленником. Спустя год после свадьбы у Цветаевых рождается дочка Марина, а спустя два года – Анастасия. Но главным детищем для Цветаева становится Музей. Он наконец приступает к разработке программы Музея изящных искусств при Московском университете.
В 1906 году после тяжелой болезни умирает вторая супруга. Однако же Иван Владимирович вынес и этот удар, правда, сделался и вовсе одержим идеей Музея. Ничего больше не существовало для ничего. Ни детей, ни дома, на даже основной работы - а ведь к тому времени он стал директором Румянцевского музея.
Кстати, когда Марина вышла замуж. И был куплен дом в Замоскворечье, главное было, что он был похож на Трехпрудный. Правда, с тем домом не сложилось, Марина Цветаева в нем, через год, разочаровалась, и дом был продан.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте