Зацепа улица

Зацепа улица

Зацепа – интересный московский топоним и его появление относится к XVI-XVII веку. В 1683-1722 годах Земляной вал, который образовался вокруг Москвы в конце XVI, стал служить таможенной границей столицы, а его ворота - заставами, на которых осматривали проносимые и провозимые в возах в город товары: нет ли среди них не оплаченных пошлиной товаров или запрещенных к ввозу в город алкогольных напитков. В Замоскворечье особенно было удобно провозить контрабанду в возах с сеном, которое главным образом отсюда доставлялось в город. Осмотр возов был труден и требовал иногда нескольких дней ожидания в очереди. Чтобы возы соблюдали очередь, перед ними протянули длинную железную цепь, за которой вскоре появились лавочки, палатки, харчевни. А местность или улица за цепью стала называться – Зацепа. По другой версии, название улицы связывают с тем, что здесь останавливали, «зацепляли» возы с кладью для таможенного осмотра. Сам осмотр возов с сеном производился длинными палками с крючками на конце, которые втыкали в разных местах в воз, стараясь нащупать здесь контрабанду. Палка называлась «щупок», или «щипок». Отсюда и улица возле Зацепы, до сих пор носит название Щипок.
В 1722 году Петр I передвинул таможенную границу дальше от центра города, а Петр II в 1727 году вообще отменил таможенный осмотр ввозимых в Москву товаров.
В начале XX века Зацепа была длинной магистралью, которая начиналась у Кожевнической улицы. Примерно в тоже время рядом появился квартал, ныне занимаемый РЭА имени Плеханова, и район между Зацепой и Щипком стал одним из окраинных просветительских центров. Здесь располагался Коммерческий институт и Коммерческое училище имени Цесаревича Алексея.
В 1898-1899 годах между Кожевнической и Дубининской улицами по прежней «старице» были проведены пути Павелецкой железной дороги, и на Зацепе появился нынешний Павелецкий вокзал, который даже имел адрес – улица Зацепа №1. Перед вокзалом была разбита небольшая площадь со сквером, а в квартале разместился обширный Зацепский рынок, снесенный в 1970 году. Тогда же улицу Зацепа обрезали до Зацепской площади (пересечение с Дубиниской улицей).
В 1987 году был полностью реконструировано здание Павелецкого вокзала, после чего вокзал увеличился втрое. Было применено оригинальное решение, старое здание вокзала не заменили новым гигантским объемом, а оно образовало левое крыло нового вокзала. С другой стороны, в виде правого крыла, построено аналогичное здание. Оба крыла объединяет вновь построенный корпус с главным входом.
В 2000-е годы, с постройкой офисного здания (Павелецкая площадь, 2), Зацепа была отрезана и от Дубининской улицы, фактически превратившись во внутриквартальный проезд на задворках Плехановской академии.

Фотогалерея
Тип объекта:
14:12
309
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

Похожие

Арбат улица
Первое упоминание улицы относится к 1493 году, и связано со страшным пожаром в церкви Николы на Песках, от оставленной свечи.
Знаменка улица
Знаменка – одна из старейших улиц Москвы. В XII веке по ней пролегала торговая дорога из Великого Новгорода в Рязань, и другие приокские города.
Поварская улица
Пространство между нынешними Поварской и Большой Никитской улицами в XVII веке было занято «кормовой» Поварской слободой.
Покровка улица
До XV века район современной Покровки был покрыт лесом и носил сельский характер.
Басманная Старая улица
Название улицы – «Старая Басманная» - существует с 1730 года, а до этого улица называлась просто Басманной.
Суворовская улица
Многие москвичи ошибочно полагают, что Суворовская улица названа в честь великого полководца Александра Васильевича Суворова, однако улица появилась н

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.