Зацепский вал

Зацепский вал

Зацепа – интересный московский топоним, которому более трех веков. В литературе можно встретить несколько версий происхождения этого колоритного названия. Во времена Петра I на месте современного Зацепского вала и улицы Зацепы проходила таможенная граница Москвы - Земляной вал, где проверяли возы с кладью. Для этого вдоль улицы была протянута железная цепь, которая оставляла лишь узкий проезд. И местность по ту сторону цепи стали называть Зацепой. По другой версии, таможенники в целях обнаружения контрабанды прощупывали возы или «зацепляли» подозрительные возы, отсюда и Зацепа. Но по любому, имя улицы напоминает о существовании здесь таможенной заставы.
Отсюда и участок вала около Зацепы назвали Зацепским валом. Правда он образовался как улица лишь после срытия самого вала в 1820-х годах.
В XIV-XVI веках на месте вала находились луга, на которых пасли коров царицы-инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича. Местность пересекалась «старицей» реки Москвы, занятую ныне Водоотводным каналом, по линии современной Павелецкой железной дороги. В конце XVI века местность была разрезана поперек «старицы» Земляным валом со рвом. В XIV-XVI веках на севере за лугами местность была заселена татарскими слободами и слободой кожевников. Об этом напоминают современные Кожевническая, Татарская, Большая Татарская улицы и Кожевнический, Большой и Малый Татарские переулки.
В 1722 году Петр I передвинул таможенную границу дальше от центра города, а в 1727 году Петр II отменил таможенный осмотр ввозимых в Москву товаров.
В XIX веке название Зацепский вал нередко распространялось и на нынешнюю Валовую улицу, и наоборот – Зацепский Вал подчас именовался Валовой. Только к началу XX века обе улицы окончательно закрепились в нынешних границах.
В 1899-1900 годах рядом построили здание Павелецкого вокзала, названного так потому, что первоначально железнодорожная линия заканчивалась у маленького городка Павелец-Тульский. Это послужило переломным моментов в истории тихой улицы, в округе были построены гостиницы, лавки, трактиры, место стало бойким. Перед вокзалом была разбита небольшая площадь со сквером, а в квартале разместился обширный Зацепский рынок, снесенный в 1970 году. Сейчас площадь называется по вокзалу – Павелецкой, а изначально она именовалась Саратовской, так как в то время вокзал также назывался Саратовским. А в 1941-1992 годах площадь называлась – Ленинской, в честь исторического события, именно сюда прибыл траурный поезд, доставивший гроб с телом В.И.Ленина. В 1938 году был даже сооружен павильон-музей, где установили паровоз и вагон, в котором привезли в Москву тело вождя.
Изначально площадь была небольшой и располагалась в глубине квартала, слева от Зацепского вала. В 1947 году площадь была расширена и напротив вокзала разбили сквер. Однако глобальным изменениям площадь подверглась в 70-х годах XX-го века и ныне площадь занимает уже в длину более половины протяженности Зацепского вала.
В 1987 году закончились реконструкционные работы Павелецкого вокзала, после чего он увеличился втрое. Было применено оригинальное решение, старое здание вокзала не заменили новым гигантским объемом, а оно образовало левое крыло нового вокзала. С другой стороны, в виде правого крыла, построено аналогичное здание. Оба крыла объединяет вновь построенный корпус с главным входом.
Наземный павильон станции метро «Павелецкая» Горьковской-Замоскворецкой линии открыт 20 ноября 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Станция была оформлена на актуальную тему того времени «Страна - фронту». Павильон станции метро в компонован в объем нового вокзал.
Из строений на улице Зацепский вал примечателен дом оригинальной конструкции (№1), стоящий на углу со Шлюзовой набережной. Назначение его примечательно – это первый многоэтажный гараж в столице, построенный для автобазы Наркомтяжпрома в 1933 году.
А в квартале между Татарской улицей и улицей Бахрушина выделяется своими причудливыми формами живописный дом, это широко известный Государственный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов, характеризующих историю русского театрального искусства. Особняк построен в 1896 году по проекту К.К. Гиппиуса по заказу Бахрушина, фабриканта-мецената, который основал собрание и передал его в 1913 году в дар Академии наук. В 1918 году музею было присвоено имя А.А. Бахрушина, и сам он руководил музеем до своей смерти в 1929 году. После смерти основателя, музей остался его наследником, и старался, подобно своему основателю, бережно сохранять и приумножать коллекцию, которая хорошо отражает картину театральной истории.

Карта:
Тип объекта:
Ближайшее метро:
14:16
236
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.