Донской монастырь

Донской монастырь

Донской монастырь был основан царем Федором Иоанновичем в связи с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
После смерти Ивана Грозного государем стал его младший сын Федор, который был «слаб умом» и не способен к управлению государством. Поэтому всеми государственными делами заправлял брат его жены, боярин Борис Годунов. Фактически он и был реальным правителем. И продолжая внешнеполитический курс Ивана IV, правительство Годунова начинает активные действия против Швеции. Это необходимо чтобы вернуть Московскому государству захваченные шведами земли и прежде всего возродить «Нарвское мореплавание». Но совершенно неопытный в военном деле, к тому же склонный больше к переговорам, чем к решительным действиям, Борис Годунов допустил несколько роковых ошибок, и предпринятая военная компания оказывается бессмысленной. Хоть Россия и возвращает себе морское побережье между Нарвой и Невой, однако порт Нарва остается у противника и восстановить «нарвское мореплавание» не удается.
К тому же шведский король Юхан III стал немедленно готовиться к реваншу. И не получив поддержку Польши, Швеция заключает союз с Крымским ханством. К крымцам присоединяется Малая ногайская Орда. За ханом Казы-Гиреем следуют также и турецкие отряды. Целью вторжения была Москва, захват которой открывал большие возможности и перед Крымом и Турцией расширить свое влияние в Восточной Европе.
Принимаемые Борисом Годуновым решения все более осложняли положение московских войск. Он не решается остановить неприятелей на берегах Оки и отводит полки от пограничных укреплений к столице. Утром 4 июля 1591 года неприятельское войско по Серпуховской дороге вышло к Москве и заняло Котлы. Русские полки расположились под Даниловым монастырем в подвижном укреплении, так называемом «гуляй-городе». Днем произошел первый пробный бой, а ночью случилось невероятное – татары в панике начали отступление.
Историки до сих пор не имеют однозначного ответа, на вопрос что так напугало татар. Официальная версия сводилась к тому, что, когда хан подступил к «гуляй-городу», русские воеводы бились с ним целый день, а под покровом ночи Борис Годунов вывел из «гуляй-города» запасные полки и артиллерию. И подойдя к татарскому стану вплотную, обстреляли Казы-Гирея и тем вынудил к бегству.
Между тем ни очевидцы, ни участники этих событий подобной версии не подтверждают. Существуют ранние записи Разрядного приказа, еще не прошедшие редактирование в царской канцелярии. В их изложении все выглядит совсем иначе. Дневной бой не был ни значительным , ни кровопролитным. Так же отдельные стычки происходили в течении всего дня и ни к чему серьезному не могли привести.
Вечером хан отступил к Коломенскому и разбил там лагерь по обеим сторонам Москвы – реки. А глубокой ночью в «гуляй-городе» поднялся «великий всполох». Пушкари по тревоге открыли огонь, а вслед за легкими пушками начали палить тяжелые орудия, установленные на стенах Москвы. Страшный грохот сотрясал землю, не понимавшие случившегося воеводы выслали дворянские сотни к Коломенскому, чтобы разобраться в обстановке. Со своей стороны, татары, ничего не понимавшие в происходящем, увидели русских всадников и обратились в бегство , не обращая внимание на свое командование. Татары бежали к Оке, где их можно бы было остановить на окских бродах. Но нерешительность годуновского правительства и тут сказала свое роковое слово. За беглецами было отправлено всего несколько дворянских сотен. Между тем немало неприятелей погибло при переправе через Оку. Утонул и возок, в котором спасался бегством сам Казы-Гирей и хан вернулся Бахчисарай ночью в простой телеге.
По большому счету, заслуги Бориса Годунова в произошедшем не было никакой, и тем не менее на торжественном пиру в Кремле по случаю победы, царь Федор Иоаннович чествовал шурина как великого полководца. И закладка Донского монастыря как бы окончательно утверждала представления о великой победе. Место для монастыря было определено там, где стояли русские полки и где, в особо устроенной палатке-церкви, находилась в те дни икона Донской Божией Матери. По преданию, этой иконой Сергей Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского и его воинов на Куликовскую битву.
Сегодня икона, написанная знаменитым византийским мастером Феофаном Греком, храниться в Третьяковской галерее. Богоматерь Донская была написана для Успенского собора в Коломне и оттуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Время ее создания – 1392 год, поэтому легендой остается и то, что она была на Куликовом поле, и то, что подарили ее перед сражением великому князю Московскому донские казаки. Достоверно известно, что еще в Коломне перед образом молился Иван Грозный, отправляясь в Казанский поход. В 1687 и 1689 годах икону брал с собой в Крымские походы фаворит правительницы царевны Софьи В.В. Голицын.
В 1894 году между Большим и Малым соборами Донской Божией Матери был установлен четырехгранный обелиск, но котором изложена вся история монастыря. Старейший его храм – иначе Старый собор возведен в 1591-1593 годах. Одноглавый, бесстолпный (не имеющий внутренних опорных столбов), с крестовым сводом, он очень прост по декоративной обработке. В конце XVII века к нему были пристроены два придела, соединенные с храмом-трапезной двумя столбами. Тогда же появилась и шатровая колокольня.
Настоящее внимание царского двора Донской монастырь приобретает только в годы правления царевны Софьи. С 1686 года начинают сооружаться каменные стены с двенадцатью башнями, которые будут закончены только в 1711 году.
До сего дня не разгадана загадка Большого собора, построенного в 1684-1689 годах по обету старшей сводной сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны. Так и не известно причина обета, и как царевна, сильно стесненная в средствах решилась на подобные траты.
В плане Большой собор имеет форму креста, середину которого представляет квадрат, а концы – аспиды. Благодаря такому решению зодчий получил возможность поместить четыре главы храма крестообразно, по странам света. Внутренняя роспись выполнена в 1782-1785 годах живописцем Антонио Клаудо по эскизам архитектора В.И. Баженова.
С 1711 года Донской монастырь становится усыпальницей грузинских царей.
Одним из знаменательных событий в истории обители становится Чумной бунт 1771 года, когда разъяренная толпа убила прятавшегося от нее на хорах Большого собора епископа Амвросия. Все началось с площади у Варварских ворот Китай-города, где висела икона Боголюбской Божией Матери. Во время бушевавшей эпидемии, ежедневно уносившей сотни жизней, одному фабричному ночью во сне привиделась Богородица, которая сказала, что мор идет из-за того, что ее образу, находящемуся на Варварских воротах вот уже давно никто не пел молебен и не ставил свечей. Народ , прослышав про видение, приставил лестницу, по которой лазал, чтоб поставить свечи к иконе. Проход и проезд был загроможден. Чтоб положить конец этим сборищам, епископ Амвросий думал убрать икону в церковь. Однако народ взбунтовался. Амвросий видя бунт, пытался укрыться в Донском монастыре. Мятежники сначала разграбили Чудов монастырь, а потом добрались и до Донского, где и растерзали архиепископа.
В 1812 году монастырь подвергся разграблению наполеоновским войсками, но все его постройки уцелели, а наиболее ценное имущество было заблаговременно увезено в Вологду.
После Октябрьской революции 1917 года Донской монастырь был закрыт. С 1922 году в монастыре в двух маленьких кельях содержался под арестом, а затем и прожил свои последние годы патриарх Тихон. После закрытия, в 1924 году часть помещений были занята детской трудовой колонией. В 1934 году Донской монастырь был передан государственному Музею архитектуры.
В настоящее время Донской монастырь возвращен Русской православной церкви и во всех храмах обители, которых сегодня 8, проводятся богослужения.
Из современной истории монастыря примечателен пожар, который случился поздно вечером 18 ноября 1991 года. Жительница соседнего дома заметила яркие вспышки пламени в узких оконцах Малого собора. Пожарные приехали быстро, но храм выгорел почти полностью. Правда, оказалось, что огонь совершенно не коснулся алтаря, также необъяснимо уцелели в огне многие иконы, в том числе и образ святителя Тихона. Однако, гробница патриарха все же серьезно пострадала.
До пожара считалось, что гробница патриарха Тихона, которая находилась в Малом соборе Донского монастыря, пуста. По монастырскому преданию мощи патриарха монахи тайно перезахоронили в неизвестном месте, чтобы в будущем не допустить их осквернения советской властью.
При реставрации храма и гробницы патриарха после пожара, под мраморной плитой гробницы обнаружили кирпичную кладку. Разобрав которую, монахи глубоко под землей обнаружили склеп патриарха Тихона. Это было мощное, необычайно укрепленное сооружение.
Пролежав в земле 67 лет, мощи патриарха сохранились почти полностью, хотя панагия из кости, лежавшая на его груди, превратилась в прах. Мощи патриарха омыли по древнему чину, облачили в новые одежды и уложили в специальную раку. 5 апреля 1992 году в присутствии примерно ста иерархов Русской православной церкви и многих тысяч верующих мощи патриарха Тихона были торжественно перенесены в Большой собор Донского монастыря, где они и покоятся и ныне .
Как и все остальные московские монастыри, Донской располагал обширным внутренним кладбищем, где в XVIII – первой половине XIX были погребены много именитых семей.

Адрес: Донская площадь, д.1

Фотогалерея
Донской монастырь 0 Донской монастырь 1 Донской монастырь 2 Донской монастырь 3 Донской монастырь 4 Донской монастырь 5 Донской монастырь 6 Донской монастырь 7
Карта:
Тип объекта:
Ближайшее метро:
18:44
2.14K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

Похожие

Замоскворечье район
Москва при Дмитрии Донском (1350-1389) разделилась на пять частей: Кремль, или крепость, Китай -город, или средний город, Посад, что в последствии Бел
Троицкая улица
Троицкая улица получила свое название по подворью Троице-Сергиевой лавры, крупнейший монастырь России, имел в Москве несколько подворий.
Гоголевский бульвар
До 1924 года бульвар назывался Пречистенским – по воротам.
Донская улица
Донской Ставропигиальный монастырь дал имя улице, району, площади и 5-ти проездам.
Воронцово поле улица
До XV века район улицы Воронцово поле почти сплошь был покрыт лесом, лишь вблизи от устья Яузы его пересекала дорога на Владимир
Якиманка район
Свое название этот район получил по улице Якиманке.

> Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.