Донской монастырь

Донской монастырь

Донской монастырь был основан царем Федором Иоанновичем в связи с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
После смерти Ивана Грозного государем стал его младший сын Федор, который был «слаб умом» и не способен к управлению государством. Поэтому всеми государственными делами заправлял брат его жены, боярин Борис Годунов. Фактически он и был реальным правителем. И продолжая внешнеполитический курс Ивана IV, правительство Годунова начинает активные действия против Швеции. Это необходимо чтобы вернуть Московскому государству захваченные шведами земли и прежде всего возродить «Нарвское мореплавание». Но совершенно неопытный в военном деле, к тому же склонный больше к переговорам, чем к решительным действиям, Борис Годунов допустил несколько роковых ошибок, и предпринятая военная компания оказывается бессмысленной. Хоть Россия и возвращает себе морское побережье между Нарвой и Невой, однако порт Нарва остается у противника и восстановить «нарвское мореплавание» не удается.
К тому же шведский король Юхан III стал немедленно готовиться к реваншу. И не получив поддержку Польши, Швеция заключает союз с Крымским ханством. К крымцам присоединяется Малая ногайская Орда. За ханом Казы-Гиреем следуют также и турецкие отряды. Целью вторжения была Москва, захват которой открывал большие возможности и перед Крымом и Турцией расширить свое влияние в Восточной Европе.
Принимаемые Борисом Годуновым решения все более осложняли положение московских войск. Он не решается остановить неприятелей на берегах Оки и отводит полки от пограничных укреплений к столице. Утром 4 июля 1591 года неприятельское войско по Серпуховской дороге вышло к Москве и заняло Котлы. Русские полки расположились под Даниловым монастырем в подвижном укреплении, так называемом «гуляй-городе». Днем произошел первый пробный бой, а ночью случилось невероятное – татары в панике начали отступление.
Историки до сих пор не имеют однозначного ответа, на вопрос что так напугало татар. Официальная версия сводилась к тому, что, когда хан подступил к «гуляй-городу», русские воеводы бились с ним целый день, а под покровом ночи Борис Годунов вывел из «гуляй-города» запасные полки и артиллерию. И подойдя к татарскому стану вплотную, обстреляли Казы-Гирея и тем вынудил к бегству.
Между тем ни очевидцы, ни участники этих событий подобной версии не подтверждают. Существуют ранние записи Разрядного приказа, еще не прошедшие редактирование в царской канцелярии. В их изложении все выглядит совсем иначе. Дневной бой не был ни значительным , ни кровопролитным. Так же отдельные стычки происходили в течении всего дня и ни к чему серьезному не могли привести.
Вечером хан отступил к Коломенскому и разбил там лагерь по обеим сторонам Москвы – реки. А глубокой ночью в «гуляй-городе» поднялся «великий всполох». Пушкари по тревоге открыли огонь, а вслед за легкими пушками начали палить тяжелые орудия, установленные на стенах Москвы. Страшный грохот сотрясал землю, не понимавшие случившегося воеводы выслали дворянские сотни к Коломенскому, чтобы разобраться в обстановке. Со своей стороны, татары, ничего не понимавшие в происходящем, увидели русских всадников и обратились в бегство , не обращая внимание на свое командование. Татары бежали к Оке, где их можно бы было остановить на окских бродах. Но нерешительность годуновского правительства и тут сказала свое роковое слово. За беглецами было отправлено всего несколько дворянских сотен. Между тем немало неприятелей погибло при переправе через Оку. Утонул и возок, в котором спасался бегством сам Казы-Гирей и хан вернулся Бахчисарай ночью в простой телеге.
По большому счету, заслуги Бориса Годунова в произошедшем не было никакой, и тем не менее на торжественном пиру в Кремле по случаю победы, царь Федор Иоаннович чествовал шурина как великого полководца. И закладка Донского монастыря как бы окончательно утверждала представления о великой победе. Место для монастыря было определено там, где стояли русские полки и где, в особо устроенной палатке-церкви, находилась в те дни икона Донской Божией Матери. По преданию, этой иконой Сергей Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского и его воинов на Куликовскую битву.
Сегодня икона, написанная знаменитым византийским мастером Феофаном Греком, храниться в Третьяковской галерее. Богоматерь Донская была написана для Успенского собора в Коломне и оттуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Время ее создания – 1392 год, поэтому легендой остается и то, что она была на Куликовом поле, и то, что подарили ее перед сражением великому князю Московскому донские казаки. Достоверно известно, что еще в Коломне перед образом молился Иван Грозный, отправляясь в Казанский поход. В 1687 и 1689 годах икону брал с собой в Крымские походы фаворит правительницы царевны Софьи В.В. Голицын.
В 1894 году между Большим и Малым соборами Донской Божией Матери был установлен четырехгранный обелиск, но котором изложена вся история монастыря. Старейший его храм – иначе Старый собор возведен в 1591-1593 годах. Одноглавый, бесстолпный (не имеющий внутренних опорных столбов), с крестовым сводом, он очень прост по декоративной обработке. В конце XVII века к нему были пристроены два придела, соединенные с храмом-трапезной двумя столбами. Тогда же появилась и шатровая колокольня.
Настоящее внимание царского двора Донской монастырь приобретает только в годы правления царевны Софьи. С 1686 года начинают сооружаться каменные стены с двенадцатью башнями, которые будут закончены только в 1711 году.
До сего дня не разгадана загадка Большого собора, построенного в 1684-1689 годах по обету старшей сводной сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны. Так и не известно причина обета, и как царевна, сильно стесненная в средствах решилась на подобные траты.
В плане Большой собор имеет форму креста, середину которого представляет квадрат, а концы – аспиды. Благодаря такому решению зодчий получил возможность поместить четыре главы храма крестообразно, по странам света. Внутренняя роспись выполнена в 1782-1785 годах живописцем Антонио Клаудо по эскизам архитектора В.И. Баженова.
С 1711 года Донской монастырь становится усыпальницей грузинских царей.
Одним из знаменательных событий в истории обители становится Чумной бунт 1771 года, когда разъяренная толпа убила прятавшегося от нее на хорах Большого собора епископа Амвросия. Все началось с площади у Варварских ворот Китай-города, где висела икона Боголюбской Божией Матери. Во время бушевавшей эпидемии, ежедневно уносившей сотни жизней, одному фабричному ночью во сне привиделась Богородица, которая сказала, что мор идет из-за того, что ее образу, находящемуся на Варварских воротах вот уже давно никто не пел молебен и не ставил свечей. Народ , прослышав про видение, приставил лестницу, по которой лазал, чтоб поставить свечи к иконе. Проход и проезд был загроможден. Чтоб положить конец этим сборищам, епископ Амвросий думал убрать икону в церковь. Однако народ взбунтовался. Амвросий видя бунт, пытался укрыться в Донском монастыре. Мятежники сначала разграбили Чудов монастырь, а потом добрались и до Донского, где и растерзали архиепископа.
В 1812 году монастырь подвергся разграблению наполеоновским войсками, но все его постройки уцелели, а наиболее ценное имущество было заблаговременно увезено в Вологду.
После Октябрьской революции 1917 года Донской монастырь был закрыт. С 1922 году в монастыре в двух маленьких кельях содержался под арестом, а затем и прожил свои последние годы патриарх Тихон. После закрытия, в 1924 году часть помещений были занята детской трудовой колонией. В 1934 году Донской монастырь был передан государственному Музею архитектуры.
В настоящее время Донской монастырь возвращен Русской православной церкви и во всех храмах обители, которых сегодня 8, проводятся богослужения.
Из современной истории монастыря примечателен пожар, который случился поздно вечером 18 ноября 1991 года. Жительница соседнего дома заметила яркие вспышки пламени в узких оконцах Малого собора. Пожарные приехали быстро, но храм выгорел почти полностью. Правда, оказалось, что огонь совершенно не коснулся алтаря, также необъяснимо уцелели в огне многие иконы, в том числе и образ святителя Тихона. Однако, гробница патриарха все же серьезно пострадала.
До пожара считалось, что гробница патриарха Тихона, которая находилась в Малом соборе Донского монастыря, пуста. По монастырскому преданию мощи патриарха монахи тайно перезахоронили в неизвестном месте, чтобы в будущем не допустить их осквернения советской властью.
При реставрации храма и гробницы патриарха после пожара, под мраморной плитой гробницы обнаружили кирпичную кладку. Разобрав которую, монахи глубоко под землей обнаружили склеп патриарха Тихона. Это было мощное, необычайно укрепленное сооружение.
Пролежав в земле 67 лет, мощи патриарха сохранились почти полностью, хотя панагия из кости, лежавшая на его груди, превратилась в прах. Мощи патриарха омыли по древнему чину, облачили в новые одежды и уложили в специальную раку. 5 апреля 1992 году в присутствии примерно ста иерархов Русской православной церкви и многих тысяч верующих мощи патриарха Тихона были торжественно перенесены в Большой собор Донского монастыря, где они и покоятся и ныне .
Как и все остальные московские монастыри, Донской располагал обширным внутренним кладбищем, где в XVIII – первой половине XIX были погребены много именитых семей.

Адрес: Донская площадь, д.1

Фотогалерея
Карта:
Тип объекта:
Ближайшее метро:
18:44
751
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

Похожие

Спасо-Андроников монастырь
Основан был в 1357 году по обету митрополитом Алексием.
Рождественский монастырь
Богородице-Рождественский женский монастырь основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью знаменитого князя Владимира Андреевича, прозванн
Новоспасский монастырь
Новоспасский мужской монастырь, основан в XIII веке князем Даниилом Московским.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.