Карамышевская набережная
Карамышевская набережная и Карамышевский проезд, получили свое название от деревни Карамышево располагавшейся на этом месте. Первые сведенья о деревне в сохранившихся источниках относятся лишь XVII веку, но скорее всего деревня существовала на пару веков больше. Можно предположить, что свое название деревня получила от своего первого владельца. Среди русских дворянских родов встречается фамилия Карамышевых. По преданиям этой семьи, считается, что они происходят от татарина Карамыша, выехавшего в Москву в начале XV века. Однако это только легенда, достоверность которой наверно уже проверить нельзя. Однако в летописи есть упоминание о нижегородском боярине Семене Карамышеве в 1410 году.
Благодаря близости к дворцовому селу Хорошево Карамышево большую часть своей истории являлось государевым владением. На рубеже XVIII-XIX веков это была небольшая деревушка в 15 дворов. Во время нашествия Наполеона 1812 год почти половина дворов была сожжена, а хозяйство местных крестьян разграблено. В итоге многие жители были вынуждены просить милостыню.
Однако в 1852 году, по данным Дворцового ведомства, в деревне Карамышево состояло уже 19 дворов. Отмечена небольшая фабрика вырабатывавшая ситец, на три машины, принадлежавшая купцу Матвею Штису. Позднее рядом с деревенькой появилась и небольшая чулочная фабрика фирмы «Гоппер и К», где было занято 68 человек.
В последующее время деревня росла медленно, к началу XX века в ней насчитывалось 33 хозяйства и 145 жителей. При этом, не смотря на обилие в округе различных промышленных заведений, карамышевские жители на них не работали, а занимались более доходным делом таким как извоз.
К 1930-м годам Карамышево практически слилось с соседней деревней Мневники, и поэтому организованный в конце 1931 году колхоз «Всходы» объединил две деревни. Колхоз имел одно из крупнейших в округе хозяйств, которое насчитывало 70 лошадей. Колхоз заключал договоры с московскими организациями на перевозку льда, вывоз отходов и тому подобное.
В тоже время здесь разворачиваются работы, связанные со строительством канала Москва – Волга. Москва – река близ Карамышева делает большую петлю, зажатую между Крылатским и Филями. Судовой ход решено было спрямить и построить тут целый комплекс гидротехнических сооружений, в состав которого вошли бетонная плотина с гидроэлектростанцией и однокамерный шлюз. Главной целью Карамышевкого гидроузла явилась задача поднять уровень воды в Москве-реке, на участке от соединения канала с рекой, у Щукина до Карамышева . Архитектором Карамышевского гидроузла являлся А.М. Рухлядев, автор Северного речного вокзала.
При строительстве канала пришлось переносить множество домов и хозяйственных построек. Эти работы начались в 1934 году. В Мневниках и Карамышеве пришлось перевезти около 100 хозяйственных и ряд общественных строений. Здесь впервые применили способы перевозки строений без разборки, с применением сконструированных на самом строительстве тележек и саней. В 1937 году Карамышевский гидроузел вошел в число действующих. В конце 1940-х годов Карамышево включается в состав Москвы, а 1960-х гг. здесь начинается массовая жилищная застройка.
Одной из достопримечательностью этих мест является Церковь Троицы Живоначальной (Карамышевская набережная , 15). Возведена она была в 1596 году по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова. Возведена церковь по образцу старого собора Донского монастыря, того самого, который также был выстроен Годуновым в ознаменование победы над татарами. В 1770-х годах в Хорошове построили новую колокольню, приземистую и неуклюжую, никак не гармонирующую с изящным четвериком церкви и с ее двумя придельными храмами. В 1930 –х годах церковь закрыли и устроили там сначала клуб, а потом цех офсетной печати. В начале 60-х начались реставрационные работы под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера, однако церковь полностью передали верующим только в начале 90-х.
С конца 1990 годов по Карамышевской набережной происходит снос пятиэтажок, и идет строительство нового современного жилья.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте