Комсомольская площадь
Комсомольская площадь (площадь Трех вокзалов) получила свое название в 1932 году в честь Ленинского коммунистического союза молодежи. До 1932 года она называлась Каланчевской, а в XVIII веке Каланчевским полем, так как в действительности представляла собой тогда большое почти незастроенное пространство. В свою очередь поле стало так называться из-за царского дворца с каланчой, расположенного у северо-западного края.
На южной стороне площади, там , где сейчас расположен Казанский вокзал, простиралось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока площадь имела границей Красный пруд и протекавшую из него к югу речку Чечору. За прудом и рекой лежало Красное село, где сейчас расположены Красносельские улицы. На западном берегу пруда, на месте современных Ярославского и Ленинградского вокзалов, с конца XVII века находился Новый Полевой артиллерийский двор.
В конце XVIII века по южной стороне площади была проведена подземная галерея Мытищинского водопровода, причем на площади он имел два бассейна, водой из которых пользовались окрестные жители.
В пожар 1812 года Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся на нем снарядов, причем взрыв этот потряс дома всей восточной части Москвы.
В середине XIX века здесь было решено построить вокзал второй русской железной дороги, который должен был соединить две столицы: Петербург и Москву. По первоначальному проекту архитектор К.А.Тон предполагал поставить по северной границе Каланчевской площади протяженный фронт застройки, в центре которого должен был находиться сам вокзал, выделенный башней с часами и богатым декором, а по бокам – два здания со значительно более сдержанной отделкой – таможня слева и жилой дом справа. Дом так и не построили, а таможню и вокзал выстроили к 1851 году. Назвали и железную дорогу, и вокзал в память инициатора постройки Николая I - Николаевскими, и это название продержалось до 1924 году, только после переименования Петрограда, дорогу назвали Октябрьской.
Открытие железной дороги было «чудом» для того времени и смельчаков ехать по ней не находилось, поэтому первый и второй поезда были наполнены исключительно солдатами Преображенского и Семеновского гвардейских полков, которые «храбро» проехали из Питера в Москву и обратно. Толпы людей встречали и провожали первые поезда. Тогда даже родился стишок : «До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит».
Но вскоре железная дорога стала привычной: железнодорожное строительство буквально преобразило страну. Именно оно послужило своеобразным рычагом, потянувшим за собой и промышленность и земледелие.
Рост железнодорожного строительства в России в конце XIX века впечатляет даже по сегодняшним меркам - в среднем за год укладывалось более 2500 км путей. В это время на окраинах Москвы один за другим выросли железнодорожные вокзалы, а на бывшем Каланчевском поле появились даже три - Николаевский, Ярославский и Рязанский.
После Николаевского вокзала здесь появился Ярославский, или, как его тогда называли, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала только до Сергиева Посада, где находилась Троицкая лавра. Первоначально предполагалось выстроить вокзал на 1-й Мещанской, на месте университетского Ботанического сада, но университет не согласился отдать его, и тогда решили сосредоточить несколько вокзалов в одном месте. Новый вокзал Троицкой дороги был небольшим и невидным зданием. Но в связи с тем, что позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями Русского Севера, которому многие, и в их числе владелец дороги Савва Мамонтов, предрекали большую будущность, вокзал, вернее его фасадную часть, перестроили полностью. Автором этого весьма необычного и по сегодняшним меркам здания, построенного в 1902-1904 гг. был Ф.О. Шехтель. Главный акцент – на входе в вокзал, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе могучей башни. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска.
И, наконец, последнем на площади выстроили вокзал дороги на Рязань, первый участок которой – до Коломны - открыли для движения в 1862 году (он, возможно, единственные в Росси с левосторонним движением, «виновниками» этого были английские проектировщики и инженеры). Вокзал построили по проекту архитектора А.П. Попова. Но по мере расширения движения и присоединения новых линий, он стал тесен, и вместо старого в 1914 году заложили новый, более обширный, по проекту молодого и талантливого А.В.Щусева. Любопытно отметить, что существовал проект другого архитектора, маститого Ф.О. Шехтеля, удивительно схожий со щусевской постройкой.
До октября 1917 года вокзал так и не окончили - его строили до 1926 года, а отделывали до 1940. Перед войной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевали ценным уральским мрамором «уфалей», не гармонирующим с замыслом всего сооружения. Доминанта всего ансамбля Казанского вокзала (так он стал называться после продления лини до Казани), башня Суюмбеки высотой 73 м, копирующая башню в Казанском кремле, красивые часы со знаками зодиака – все это делают здание вокзала одной из архитектурных достопримечательностей Москвы. Современный Казанский вокзал преобразился: к старому зданию пристроили новое, в том же стиле. Над 17 железнодорожными путями, подходящими к зданию вокзала, было сооружен огромное застекленное покрытие – площадь его более 19000 кв. метров, - опирающееся всего на 8 опор.
Надо заметить, что эти три вокзала – Николаевкий (Ленинградский), Ярославский, Казанский - не единственные вокзальные сооружения на Каланчевской площади. Есть еще, так называемый царский павильон, построенный в 1896 году. Теперь это станция Каланчевская на соединительной ветке железной дороги, проходящей над площадью по эстакаде. На этой площади в августе 2004 года открыли памятник первому российскому министру путей сообщений П.П. Мельникову (скульпторы С.А. И С.С. Щербаковы).
В 1933-1934 годах значительная часть Комсомольской площади была раскопана на большую глубину, здесь проводился открытым способом тоннель метро и устраивалась станция «Комсомольская» и выходы из нее ко всем трем вокзалам.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте