Ленинградский вокзал
Историю Ленинградского вокзала можно начать с середины восемнадцатого века, когда итальянский авантюрист-антрепренер Джиованни Баттиста Локателли привез в Москву певцов и певичек со своей родины. Для своей труппы он выстроил большой театр, как раз на том месте, где сейчас стоит здание современного Ленинградского вокзала. Ближе к центру власти не разрешили строить заведение, для столь легкомысленного увеселения.
Но, не прошло и пяти лет, театр разорился, Локателли уехал в Петербург, а здание снесли. Площадь опустела, и лишь через столетие здесь началось новое строительство.
Раньше под словом «вокзал» понимали – залу для гульбищ, где обычно бывают музыканты. Или другими словами вокальный зал. Поэтому когда началось строительство, местное население решило что будет опять театр. Однако построили станцию для поездов. По указу Николая I должна была быть построена железная дорога от Москвы до Петербурга.
Существует очень расхожая байка, что когда Николай велел строить дорогу, то взял он линейку, соединил на карте две столицы и провел черту. Но по случайности обвел и свой палец державший линейку. И якобы так дорогу и построили с явной одной загогулиной. Но это все таки из разряда баек.
Железную дорогу пустили в середине августа 1851 года. Первыми пассажирами были солдаты, пробная поездка обошлась без происшествий. А уже следующим рейсом выехал сам Николай I. В специальном императорском составе с салон-вагонами, опочивальнями, вагонами для свиты, столовой, кухней. Но произошел конфуз . Перед Верьбинским мостом состав забуксовал и остановился. Оказалось, что усердный стрелочник, готовясь встретить императора достойно, покрасил рельсы свежей масляной краской. Инцидент быстро уладили : пути посыпали углем из топки, стрелочника – наказали, движение открыли.
А посреди Каланчевской пощади, в то время пустыря, возвышалось двухэтажное торжественное здание с колоннами и башенкой, украшенной тремя часами –Николаевский вокзал. Почти такой же, как в Петербурге (современный Московский вокзал), только в два раза поменьше. А от здания, построенного известным архитектором того времени Константином Тоном, шла дорога к Северной столице.
Площадь прославилась. Каждый поезд, который прибывал в Москву, а тогда это было не столь частое событие, как в наши дни, был вроде маленького праздника. Со временем в Первопрестольной появились новые вокзалы, и москвичи забыли о старом, легкомысленном значении этого слова.
В 1896 году здесь по случаю коронации Николая II появился специальный Царский павильон - красный, затейливый с белым узором. Перрон был крытый, резной. Вел к нему отдельный путь, куда и прибыл государь – короноваться. Сейчас это – Каланчевская станция.
Вокзал был верен монархическим традициям. К примеру, в революцию 1905 года восставшие взяли практически всю Каланчевскую площадь. Сдались и Ярославский, и Казанский. Николаевский же устоял.
А сдался он только в семнадцатом. Даже бы установлен памятник Ленину. Правда, в 1925 году его переместили в депо, где установили на оригинальный постамент: две железнодорожные оси, над ними уйма гаек и шестеренок, а наверху- Ленин. И этот шедевр сохранился до наших дней, только к нему проблематично дойти, и не все работники вокзала знают то о нем.
Скульптура же, которая сейчас стоит внутри вокзала появилась лишь 30 лет спустя. С 1923 по 1937 год вокзал назывался – Октябрьским.
Современный вокзал до сих пор называется Ленинградским, хотя сам Ленинград давно переименован. Здание вокзала с позапрошлого столетия сохранило только фасад, внутри же все по-новому.
Адрес: Комсомольская площадь, д. 3
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте