Лаврушинский переулок
Лаврушинский переулок свое название получил во времена Екатерины II, по фамилии местной домовладелицы, «купеческой вдовы» Анисьи Матвеевны Лаврушиной, о которой известно только, что была богата, хлебосольна и не отказывала тем кто стучался за подаянием.
Расположился переулок от Кадашевской набережной до большого Толмачевского переулка. Ранее он находился на территории села Кадашево, которое впервые упоминается в духовной грамоте Ивана III 1504 года. А к середине XVI века здесь уже образовалась Кадашевская слобода. В XVII веке основным производством слободы становиться хамовное (ткацкое) дело. В современном переулке сохранились палаты XVII века (дом №4, стр.4), жилой дом 1821 году, перестроенный во 2-й половине XIX века (дом №4, стр.1), двухэтажные палаты конца XVII века, перестроенные век спустя. Но, конечно же, главная достопримечательность Лаврушинского переулка это Государственная Третьяковская галерея.
Купеческий особняк Лаврушиной в 1851 году купила семья российских купцов, промышленников Третьяковых. Были они просвещенными людьми, покровителями искусств. Павел Михайлович Третьяков первую свою коллекцию картин приобрел в 24 года. Это были полотна старых голландских мастеров, и купил он эти картины на «развалах» возле Сухаревой башни. Впоследствии Третьяков увлекся собиранием русской живописи, и зачастую оказывал неоценимую помощь многим русским живописцам. Естественно, с расширением коллекции требовалось и место для ее размещения, поэтому в 1872 году закладывается левое крыло галереи, которое через два года успешно завершается. А еще через десять лет возводится и правое крыло галереи. Перестройкой дома занимался Александр Степанович Каминский, известный архитектор, женатый на младшей сестре Третьякова.
После переделок своего дома Третьяков открыл двери для всех желающих, посещение храма живописи было бесплатным. Третьяковка сразу же сделалась местом архипопулярным в Москве. Сюда приходили не только любоваться картинами - здесь назначались деловые встречи, влюбленные встречались под покровом этого дома, а свахи в укромных частях залов назначали смотрины. Третьяков знал обо всем, но распорядился никому не препятствовать. Так же он всячески поощрял работу художников, пишущих копии. Каждый день копиистов собиралось столько, что невозможно было к картинам приблизиться. Павел Михайлович не хотел ограничивать им доступ, поскольку считал, что таким образом художники совершенствуют свое мастерство. А потом оказалось, что в разных концах России продают «оригиналы», которые на самом деле хранятся у Третьякова в Москве. В гневе он закрыл галерею для всеобщего обозрения осенью 1891 года. Но через три года открыл ее снова и передал в дар Москве.
На открытие галереи – после того как Павел Михайлович подарил ее Москве - специальным поездом из Петербурга прибыл император Николай II с семьей. Император собирался пожаловать Третьякову дворянское звание, но тот с благодарностью отказался : «Я родился купцом, купцом и умру». Но звание «Почетный гражданин города Москвы» от Думы все – таки принял.
В 1905 году, уже после смерти Павла Михайловича, фасад галереи переделали по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова. Скромный двухэтажный особнячок исчез с поля зрения, укрывшись под новой стеной и замечательно красивым входом в виде теремных порталов, каким мы его можем видеть сегодня.
В середине 80-х годов XX столетия, уже в перестроечное временя, здание было закрыто на реконструкцию, которая продолжалась около 10 лет. На каком-то этапе дело вообще застопорилось, не хваталось денег, и сдвинулось с мертвой точки, только после вмешательства верховной власти в лице Бориса Николаевича Ельцина. Галерея была открыта, и если раньше только 10% коллекции были доступны для посетителей, то сейчас 30% всего собрания выставлены в 62 залах.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте