Кадашевская набережная

Кадашевская набережная

Название Кадашевской набережной и переулков пошло от названия села Кадашево. Впервые село упоминается в духовной грамоте Ивана III 1504 году. К середине XVI века здесь образовалась Кадашевская слобода. О происхождении слово «кадаш» в литературе были высказаны четыре разных мнения. По одному, оно происходит от слова «кадка» - здесь якобы жили кадочники (бондари). По другому - от татарского слова «кади» - судья. Тут якобы селились татарские судьи и производили суд и расправу над обитавшими в Москве татарами. Третья версия учитывает тот факт, что в слободе жили ткачи, и производит ее название от слова «катать» - мыть ткани. Наконец последняя гипотеза выводила этимологию слова «кадаш», от тюрского «товарищ, свободный человек» и объясняла, что слобода являлась поселением свободных людей.
В XVII веке основным производством слободы становиться «хамовное дело». Первые известия об этом относятся к началу XVII века, а с конца 1620-х годов Кадашево, где работала небольшая придворная мастерская, поступила в ведение Царицыной Мастерской Палаты. В связи с тем, что слобода работала на царицынский двор, что требовало производства различных видов изделий, то она распадалась на ряд специальностей. Разделение труда в первую очередь происходило по двум основным процессам хамовного производства – прядению и ткачеству. Работали на обычных для XVII века станах. Полотна, изготовляемые на подобных станах, получались узкими – 9-10 вершков ширины, и поэтому скатерти приходилось сшивать из двух-трех полотниц. В качестве сырья использовался, как правило, лен. Документы свидетельствуют и о том, что в слободе в начале 1690-х годов возникло производство парусных полотен, что было связано с первыми попытками Петра I создания флота.
В первой половине XVII века работа ткачей и ткачих, прядильщиков и прях обычно производилось на дому. И хотя существовали «избы», построенные в 1625 году для рукодельниц, занятых подготовкой узорных тканей, и швей посольских скатертей и убрусов, многие мастерицы в них не работали.
Однако производство требовало тесного взаимодействия между его членами. Новые хамовные палаты, построенные в 1658-1661 годах, несравненно большие по своим размерам, чем традиционные избы хамовников, изменили ситуацию. Хамовный двор располагался в центре слободы. Главное каменное здание двора было двухэтажным с двумя палатами в нижнем и тремя палатами в верхнем этаже. В каждой большой палате было устроено по 20 окон, в малой – 6. От здания был отгорожен особый двор, здесь располагались ткацкие, вышивальные и белильные мастерские, где работали «сидельные ткачи», «делавицы» и «хамовники». Палаты были рассчитаны на 90 станов, или на 100-150 ткачей. Хамовный двор стал производственным центром Кадашевской слободы.
Распоряжалась производством и мастерицами Кадашевская приказная боярыня, жившая в особом помещении на Хамовном дворе, где находилось несколько просторных светлых изб с большими окнами. Производственная «светлица» размещалась в деревянных хоромах, объединявших несколько рукодельных комнат, где постоянно работало более 50 мастериц и их учениц. В обязанности приказной боярыни, входило наблюдение за исправным изготовлением «белой казны». При доставке во дворец очередной партии изготовленной «белой казны» боярыня обычно получала в награду отрез сукна на опашень – верхнее платье.
Царицына Мастерская Палата определяла общее количество «окладных дел», т.е. общую норму выработки полотна различных ткацких изделий, не вникая в детали процесса распределения их между ткачами и «деловицами». Размеры окладов по дворам и людям обычно были связаны с определенной долей общего земельного надела, которым пользовался работник. Население слободы постоянно пополнялось как за счет московских жителей, так и «новопришлых».
Излишки, оставшиеся после выполнения нормы, кадашевцы могли использовать по собственному усмотрению. Долгое время в слободе сохранялась натуральная оплата труда. К концу XVII века форма оплаты существенно меняется. В 1680-е годы вместо годового хлебного жалованья начинают выдавать «поденный денежный корм», а натуральный оброк в виде «зделья» (полотно, скатерти, убрусы и т.д.) заменят также денежным. Окладная система, в основе которой лежал определенного размера земельный участок, во второй половине XVII века постепенно утрачивает свое значение. Следствием этого стало несоответствие величины хамовной повинности, т.е. размера «зделья» и данного земельного участка, так как после постройки Хамовного двора все изделия, все виды тканей теперь шли только на нужды дворцового хозяйства. Ткачи уже не могли свободно продавать появившиеся у них излишки. Более того, они закрепляются за производством настолько, что без специального указа не могут никуда отлучаться. В Хамовном дворе появляются тюремные помещения и застенки.
Центром слободы был храм Воскресения. Документально он известен с 1625 года, а в 1657 показан уже каменным. Поскольку слобода была очень большой, вскоре здесь появляется второй храм во имя св. Космы и Дамиана, располагавшийся в начале улицы Большая Полянка (разрушен в 1930-е годы)

Фотогалерея
Карта:
Тип объекта:
14:22
762
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Сообщить об ошибке

Похожие

Якиманка район
Свое название этот район получил по улице Якиманке.
Лаврушинский переулок
Лаврушинский переулок свое название получил во времена Екатерины II, по фамилии местной домовладелицы, «купеческой вдовы» Анисьи Матвеевны Лаврушиной,
Пятницкая улица
Одна из улиц Замоскворечья – старинная Пятницкая улица, которая пролегала между Серпуховской (Добрынинской) площадью, Чугунным мостом через Обводной (
Хамовники район
Свое название этот московский район получил от дворцовой Хамовной слободы. Здесь жили ткачи.
Басманный район
Своим названием этот московский район обязан дворцовой Басманной слободе
Замоскворечье район
Москва при Дмитрии Донском (1350-1389) разделилась на пять частей: Кремль, или крепость, Китай -город, или средний город, Посад, что в последствии Бел

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.