Волхонка
Волхонка - редкая московская улица, не менявшая при Советской власти своего названия. До 1658 год она называлась Чертольской улицей – по урочищу «Чертолье». С запада она замыкалась шедшей по современным бульварам стеной Белого города с воротами напротив улицы, тоже называвшимися Чертольскими. По одной из версии название Чертолье возникло по ручью и глубокому оврагу Черторый или Черторой. Ручей вытекал из Козьего болота, тек вдоль нынешнего Бульварного кольца и затем впадал в Москву-реку. Из-за весенних паводков и обильных дождей ручей Черторый временами бывал многоводным, бурным и промыл глубокий овраг. А в Москве, и в других местах такие овражистые места раньше называли чертороями, видя в них «происки» нечистой силы. Таким образом, Черторой—Черторый может восприниматься как производное от словосочетания «черт рыл». Однако по указу царя Алексея Михайловича улица стала называться Пречистенкой как часть дороги из Кремля к Новодевичьему монастырю. Царь Алексей Михайлович Романов ездил на богомолье в Новодевичий монастырь к чудотворной иконе. Икона эта, по преданию, была написана святым апостолом-евангелистом Лукой. В Москву она попала с Василием III в 1514 году. Дорога на богомолье в Новодевичий монастырь шла через ручей Черторый, и через Чертольские ворота Земляного города. Но набожному царю Алексею Михайловичу пришла в голову мысль о том, что не подобает дороге к обители Пречистой Божией Матери носить название, упоминающее сатану. И 16 апреля 1658 года вышел царский указ, который повелевал Чертольские ворота города называть впредь Пречистенскими, а Большую Чертольскую улицу именовать Пречистенской.
В первой половине XIX века западная половина улицы называлась Пречистенкой, восточная – Ленивкой; в середине XIX она стала называться Волхонкой - по кабаку с таким же названием в доме князя Волконского.
Старейшим учреждением на улице был Колымажный конюшенный двор царя, стоявший на месте Музей изобразительных искусств; здесь с 1504 года улицу перегораживала «решетка» - забор с решетчатыми воротами, у которой ночью караулили местные жители, не пропуская «лихих людей». Вторым древним учреждением был расположенный с 1571 года на Чертолье Алексеевский женский монастырь.
Во время Ивана Грозного по улице стояли дворы опричников. При сносе в Чертолье церкви Похвалы Богородицы и Всех Святых под спудом ее была найдена каменная плита с надписью, что под ней похоронен убитый в ливонской войне в 1570 году сподвижник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Можно предположить что двор последнего находился в Чертолье, а не по другую сторону реки, как о том говорит московская легенда.
В 1687 – 1693 годах по нынешней улице Ленивке и через Москву-реку был сооружен Большой Каменный мост – «восьмое чудо света», по мнению современников. Вход на мост шел через «Водяные ворота» с двумя проездами. С постройкой моста движение по улице усилилось, и напротив него на Волхонке, у стоявшей тогда церкви Иоанна Предтечи, образовался «Ленивый торжок» - небольшой рынок, вяло торговавший съестными припасами.
В XVII веке Лебяжий пруд на реке Неглинной был спущен, и на месте бывшего при нем двора появился сначала двор князя А.Д. Меньшикова, выходивший на Волхонку, а с 1728 года – двор царевны Екатерины Ивановны; в1742 он перешел к князю А.М. Черкасскому. В других местах улицы были дворы князей Шаховских, Долгоруких, Голицыных, Волконских.
В 1775 году за Колымажным двором (на месте Музея изобразительных искусств), во владениях князей Голицына и Долгорукова, был построен М.Ф. Казаковым для Екатерины II деревянный дворец, в котором она прожила почти год. Но в 1776 году дворец был разобран, и его деревянной частью был надстроен каменный первый этаж старого дворца на Воробьевых горах.
В 1786 году в доме князя Волконского у Пречистинских ворот было открыто Главное народное училище, преобразованное в 1894 году в мужскую губернскую гимназию (1-я гимназия).
В 1793 году снесли обветшавшую церковь Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке. Обследовавший ее архитектор Карин нашел ее настолько ветхой, что она грозила падением. Тем не менее под ее зданием в полуподвальном этаже находились еще сдаваемые в наймы помещения «цырюльни», сапожной мастерской и «блинни» с погребом и чуланом. На месте снесенной церкви в конце XVIII века построили небольшой каменный дом с колонами и портиком, сохранившийся до настоящего времени.
В XIX веке в конце улицы, по южной стороне, помещалось Пожарное депо, в котором хранились пожарные трубы и другие инструменты, но в 1838 году вся эта местность была очищена (Алексеевский монастырь перенесли на Верхнюю Красносельскую улицу), и на ней началась постройка Храма Христа Спасителя. . Работы завершились только в 1888 году. Строителем его стал придворный архитектор Николая I К. Тон. Но далеко не у всех этот гигант вызывал восторг. Тарас Шевченко, например, сравнил его с "толстой замоскворецкой купчихой в золотом повойнике, недоуменно остановившейся посреди города". В 1931-м храм сровняли с землей - уцелело лишь несколько барельефов, спрятанных в Донском монастыре. В 1960-х здесь построили самый большой в мире открытый бассейн "Москва". Но к началу XXI века здесь стоял уже новый Храм Христа Спасителя.
В 1865 году в доме князя Голицына был открыт один из первых музеев общественного пользования – «Голицынский музей», состоявший из картинной галереи, отдела древностей и библиотеки; музей просуществовал до 1886 года, когда был продан с аукциона. Значительная его часть попала в Эрмитаж в Петербурге. В 1994 году в этом здании был открыт музей личных коллекций на базе коллекции современного искусства, подаренной стране коллекционером Ильей Зильберштейном, в 2006 году переехал в дом 10, на углу Колымажного переулка. А в дом 14 переехало искусство XIX - начала XX века.
В 1880–х годах снесли древний Колымажный двор и на его месте устроили открытый манеж для обучающихся верховой езде. 17 августа 1898 года на этом месте по инициативе И.В. Цветаева, профессора истории искусства и отца Марины Цветаевой, заложили музей. Проект Р.И. Клейна стал лучшим из 19 представленных на конкурс. Открытый 31 мая 1912 года музей изящных искусств им. Александра III (ГМИИ им. Пушкина ), остается лучшим специально построенным музеем России. Профинансированным гражданами страны - Мамонтовым, Шехтелем, Юсуповыми.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте