Борисовский проезд

Борисовский проезд

Борисовский проезд получил свое название по находившемуся здесь селу Борисово, первые упоминания о котором относится к 1589 г. Но, скорее всего, селение существовало здесь гораздо раньше. Согласно местному преданию, своё название село получило по имени всесильного боярина конца XVI в. Бориса Годунова, который именно в этих местах отразил в 1591 г. набег крымского хана Казы-Гирея. В благодарность за это царь Фёдор Иванович пожаловал своему шурину целый ряд подмосковных сёл, в том числе и сельцо Овражки, которое после того, как в 1598 г. Борис Годунов стал царём, стало называться Борисовом.
К сожалению, нет документов, которые подтвердили бы это предание. Но устойчивая устная традиция именно к этому времени относит возникновение огромного Борисовского (или как он ранее именовался — Царёво-Борисовского) пруда на речке Городенке, впадающей в Москву-реку недалеко от села Беседы. Он стал самым первым из каскада трёх прудов: Верхнецарицынского, Шипиловского и Борисовского.
В годы Смутного времени здешние места стали районом ожесточенных боёв войск царя Василия Шуйского с ополчением Ивана Болотникова, других сражений, и Борисово было сожжено и запустело. Но уже к 1620 г. оно вновь заселяется крестьянами из Коломенского и в XVII в. значится присёлком этого села. Описание 1646 г. застает здесь деревянную Троицкую церковь, двор попа, три двора церковных бобылей и в самом селе 36 крестьянских дворов.
Сохранившиеся документы дворцового хозяйства Коломенской волости сообщают о наличии здесь государевых садов (по описи 1704 г., они были яблоневыми), которые в 70-х годах XVII в. обслуживали двое садовников. Позднее их число возросло до 12 человек. Что касается пруда, в нём для «государева стола» разводили рыбу: щук, карасей, плотву и лещей. Рыбной ловлей занимались специальные «подключники», а для наблюдения за прудом и текущего ремонта плотин находились «плотинных дел подмастерья» и два прудовых сторожа, в обязанность которых входило пресечение браконьерства.
Если в XVIII в. хозяйство борисовских крестьян было достаточно типичным для своего времени (сеяли в основном хлебные культуры, овёс, гречиху, лён), то к середине XIX в. близость к огромному городу заставила местных жителей специализироваться на садоводстве. В начале XIX в. здесь у крестьян фиксируются в основном яблоневые сады, а начиная с 1850-х годов стали разводить более доходные кустарниковые культуры. Среди них выделялись крыжовник и брусничная смородина. Позже появилась красная вишня, называвшаяся «шубинкой» и завезённая из деревни Шубино Бронницкого уезда Московской губернии.
Село было довольно крупным. Если в 1816 г. здесь насчитывалось 75 семей с 256 мужчинами и 267 женщинами, то в 1850 г. на 86 семей уже приходилось 416 мужчин и 458 женщин. При этом около 40% жителей являлись старообрядцами (в 1826 г. таковых значилось 236 человек, а в 1865 г. — 393), которые имели свой молельный дом. Садоводство приносило достаточно высокий доход, и местные крестьяне считались зажиточными. Известны случаи их перехода в купечество, а за деньги они неоднократно ставили вместо себя рекрутов.
После отмены крепостного права борисовские крестьяне получили во владение всю бывшую у них в пользовании землю. При этом на одну ревизскую душу пришлось 1,6 десятины земли, за которые в течение 51 года полагалось выплачивать по 3 рубля 66 копеек выкупных платежей. Сумма может показаться относительно небольшой, однако следует учитывать, что помимо этого с каждого душевого надела они были обязаны уплачивать еще 7 рублей 60 копеек налогов. Все это приводило к тому, что крестьянам требовался дополнительный заработок.
Путей разрешения этой проблемы было всего два. Прежде всего, это был переход к выращиванию более выгодных сельскохозяйственных культур. В 1870-1880-е годы, борисовские крестьяне, наряду с разведением садов, начинают увлекаться огородами, выращивая в основном капусту, которая находила устойчивый спрос на московском рынке. С другой стороны, в селе начинают активно развиваться промыслы
Весьма существенной стороной жизни села во второй половине XIX в. стала борьба со старообрядчеством. В 1859 г. в борисовский приход был назначен священник Николай Смирнов. Троицкий храм, бывший к тому времени уже достаточно ветхим, пришёл в аварийное состояние, и поэтому встала необходимость в строительстве нового. Стараниями Н. Смирнова новый тёплый храм, который и ныне стоит на берегу Борисовского пруда, был возведён лишь в 1873 г. Поскольку старообрядцы составляли значительную часть села, они всячески препятствовали сооружению церкви на общинной земле. Поэтому её пришлось строить на усадебной земле священника. Ограниченным размером этого участка и объясняются несколько «урезанный» вид храма, некоторая непропорциональность его формы.
В 1875 г. по инициативе Н.А. Смирнова в селе было открыто земское училище. Судя по данным 1884 г., оно помещалось в деревянном наёмном здании. При училище была библиотека, а посещали его ученики не только из Борисова, но и соседних Братеева и Зябликова. Содержание школы обходилось земству около 1000 рублей в год. Старообрядцы, однако, не признавали официального образования и имели свои частные школы, в которых дети обучались грамоте по псалтырю, чтобы затем участвовать в отправлении церковных служб.
Что касается старообрядческой общины, она была официально зарегистрирована только 13 января 1912 г. Её временный храм находился в доме крестьянина И.В. Балыкова, а незадолго до 1917 г. община выстроила новую одноэтажную деревянную церковь с колокольней, закрытую в 1925 г.
На рубеже XIX-XX вв. продолжаются изменения в наборе сельскохозяйственных культур, выращивавшихся жителями Борисова. Начинается быстрое распространение клубники, которая в 1911 г. занимала уже почти четверть садовых площадей. В селе находился третьеразрядный трактир и 4 овощные лавки, кроме земского училища существовала ещё двухклассная церковно-приходская школа.
В 1926 г. население Борисова составляло 1549 человек. 324 хозяйства имели в своём пользовании 835 гектаров земли, а также 195 лошадей и 105 коров. Зафиксирована 1 кузница, а 10 хозяйств занимались сапожным промыслом. Коллективизация прошла в селе относительно поздно. Лишь в 1931 г. в Борисове был организован колхоз «Красные всходы», позднее колхоз получил имя Ратова, рабочего — пропагандиста колхозов, убитого кулаками. Местный храм был закрыт в 1930-х годах, а его помещение приспособили под склад зерна. В 1960-е годы в нём устроили мотоклуб.
В послевоенное время колхоз, в который были объединены колхозы Братеева и Борисова, получил имя В.И. Ленина. Колхоз даже пережил само село. Оно в 1960 г. было включено в черту Москвы, а с 1978 г. его стали сносить. Ныне на его месте раскинулись городские кварталы, а о прежнем Борисове напоминает лишь храм, единственное здание (Борисовский проезд, 15, корпус 4) , уцелевшее от села к настоящему времени. В конце перестройки он был возвращен верующим, а 14 сентября 1991 г. в нём прошла первая служба.

Карта:
Тип объекта:
Ближайшее метро:
21:20
433
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сообщить об ошибке

Похожие

Шмитовский проезд
Шмитовский проезд назван так в память рабочих мебельной фабрики Николая Шмита, поднявших первыми в декабре 1905 года восстание на Пресне.
Капотнинский 1-й проезд
1-й Капотнинский проезд назван по известному в этой местности поселку Капотня.
Елоховский проезд
Елоховский проезд напоминает о старинном селе Елох, Елохово или Ехалово, некогда располагавшемся в этом месте.
Девичьего поля проезд
Сейчас название Девичье поле (проезд Девичьего поля) носит улица и небольшой сквер между Большой Пироговской и улицей Еланского, но много лет назад эт
Соймоновский проезд
Соймоновский проезд получил свое название по имени местного домовладельца XVIII века – Михаила Федоровича Соймонова, тайного советника, который стоял
Черницынский проезд
Черницынский проезд назван так в 1968 году по находившейся в этой местности деревни Черницыно, чья история уходит в глубь веков

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.