Елоховский проезд
Елоховский проезд напоминает о старинном селе Елох, Елохово или Ехалово, некогда располагавшемся в этом месте. О существовании села теперь напоминают только проезд и Елоховская площадь, а ранее Елоховской называлась и современная Спартаковская улица. Согласно словарю В.И. Даля, «елоха» обозначало ольху, в изобилии произраставшее по берегам здешнего ручья Ольховца, правого притока речки Чечеры, впадавшей в Яузу. А И.Е. Забелин, выясняя происхождение его названия, указал, что оно обычно применялось к определению «мокрое болотистое место».
Считается, что село Елох родина Василия Блаженного, юродивого и чудотворца, который не боялся обличать даже самого царя Ивана Грозного. Родился юродивый в 1469 году, а умер в глубокой старости, 83 года, в 1552 году. Погребение его совершалось с большими почестями: царь Иван Васильевич с боярами нес гроб, а обряд погребения совершал митрополит Макарий. Похоронили святого у Покровского собора на Красной площади, и над погребением возвели в 1588 году придельный храм. С тех пор Покровский собор часто называют собором Василия Блаженного.
Однако есть и другая версия, по которой село Елохово появилось значительно позже смерти Василия Блаженного и возникновение села можно отнести к концу XVII века. В защиту этой версии говорят следующие факты. Ни в одном из документов XVI- начала XVII не встречается упоминание села Елохова. При этом о соседнем Красном селе известно многое - количество его церквей и дворов, строения царского дворца, охотничьи потехи государя в окрестной роще. В 1665 года описали находившуюся к югу от Елохова Новонемецкую слободу. В 1620 и 1638 годах составлялись описи расположенной к западу от Елохова Басманнной слободы. А впервые название Елохово появляется в конце XVII века. В августе 1694 года местная деревянная церковь Богоявления Господня числилась «новопостроенной». Ее приход состоял из 83 дворов. Встречается наименование этих мест как «Богоявленская слобода, что в Елохове». Изначально эта местность принадлежала соседнему дворцовому селу Покровскому-Рубцову, а Богоявленская церковь являлась одним из четырех храмов этого соседнего села. Такое положение сохранялось вплоть до 80-х годов XVIII в. Скорее всего Елоховская слобода тогда и возникла, в результате расширения соседнего Покровского. В середине XVII веке в Покровском с деревнями переписали 139 дворов, а к 1700 году от таковых осталось только 116. Так же выясняется, что часть жителей Покровского заселила пустующее пространство, к югу - от ручья Ольховец и Красного села, к востоку - от Басманных слобод, к северу – от Немецкой слободы и к западу – от Покровского. Новая слобода со строительством Богоявленской церкви оформилась в самостоятельное селение, и, как следствие этого, число дворов в Покровском уменьшилось. Храм Богоявления Господня стал центром нового поселения. В 1717 году церковь значиться каменной с Благовещенским приделом. В 1720 годах ее достраивали на средства многих жертвователей, но закончено было только заботами царевны Прасковьи Ивановны.
В состав прихода церкви Богоявления входили не только те прихожане, которые жили на землях бывшего села, но и православные поселившиеся в отдалении - на землях Немецкой слободы. С течением времени прихожан становится все больше и больше, и тесная Богоявлеская церковь уже не вмещала всех молящихся. В 1792-1793 годах к ней пристроили обширную трапезную, куда и перенесли старый Благовещенский придел, а также освятили новый - во имя св. Николая Чудотворца. Тогда же начали постройку новой колокольни, законченную до 1806 г.
В XIX веке церковный приход продолжал увеличиваться и богатеть, и храм опять перестраивается. Причт и прихожане обращаются к одному из самых видных московских архитекторов Евграфу Дмитриевичу Тюрин, и он представляет проект новой огромной, величественной церкви, которая была построена рядом со старой трапезной в 1837-1845 годах.
Церковь памятна тем, что в ней, еще не перестроенной тогда, 8 июня 1799 года происходил обряд крещения А.С. Пушкина.
Так же церковь известна благотворительностью: при ней действовало Елоховское Богоявленское братство, обязанное своим возникновением прихожанам - купеческому семейству Щаповых, имевшему особняк на Немецкой улице. Стоит отметить, Елоховский переулок до 1922 года носил название - Богоявленский проезд, по церкви.
В 1935 году районные власти задумали было открыть большой кинотеатр в Богоявленском соборе, но так как, по мнению вышестоящих организаций, его надо было вообще снести, то эту затею оставили и собор уцелел.
В наше время церковь стала кафедральным патриаршим собором. В нем происходили напрестолования (интронизации) патриархов: Сергия (в 1943 году), Алексия I (в 1945 году), Пимена (в 1971 году), Алексия II (в 1990 году). В 2008 году Алексия II там же был и похоронен.
Как самостоятельно селение Елохово просуществовало весьма недолго – после прокладки Камер-Коллежского вала оно включается в черту первопрестольной и становиться одной из окраин города.
Елоховский проезд настоящий архитектурный заповедник, три дома небольшого проезда являются памятниками архитектуры, находящимися под государственной охраной.
Здание № 1, бывшее главным домом большой усадьбы, владельцем которой в конце XVIII века был князь Юрий Никитич Трубецкой, герой русско-турецких войн, отличившийся под руководством фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. В начале XIX века М.Ф. Казаков поместил фасад этого строения в своих альбомах выдающихся московских зданий. Тогда дом уже принадлежал графу Алексею Гавриловичу Головкину, собирателю картин и редкостей, коллекция которого погибла, расхищенная солдатами наполеоновской армии 1812 году. В 1819 году бывшей графской усадьбой владеет богатый купец Д.А. Лухманов, а в середине XIX века она переходит к купчихе Олимпиаде Поповой, при которой исчезают последние остатки былого великолепия. Купчиха полностью перестроила особняк внутри, надстроив его третьим этажом и устроила в нем бумагопрядильную фабрику. Но в 1890-х годах дом опять превращается в жилой, со значительными переделками.
Под тем же №1 строение 2 стоит небольшое здание, которым владел в 1817 году купец П.П. Кувшинников. Ранее, во второй половине XVIII века, оно было флигелем большой усадьбы княгини М.А. Гагариной. Во второй половине XIX века его выкупила купчиха Попова, присоединив к своему владению для устройства фабрики.
И последний памятник архитектуры – деревянный дом № 5 на углу с Нижней Красносельской улицей. Часть Москвы, где стоял он, к счастью не сгорела в пожар 1812 года, и до наших дней сохранился редкий образец рядовой деревянной застройки допожарной Москвы.
- Комментарии
- Комментарии Вконтакте